Как за год изменить свою судьбу?
Затурканный огородами, починкой машины и «отвести детей в школу», украинский народ внезапно расправил плечи – и сквозь всю эту суету с магазинами-вкладами-дачами прорезались такие нежлобские черты, такое чувство собственного достоинства, что до сих пор захватывает дух.
«Как уже сообщалось, праздничный ужин по случаю 63-летия президента страны Виктора Януковича состоится на форосской госдаче №11 «Заря». Для торжеств в узком кругу родных и близких, друзей и соратников (сервируют столы из расчета на 80 персон) этот объект удобен и в плане организации праздника, и для приезда гостей». Газета «Сегодня», 9 июля 2013 г.
«Бойцы батальона «Шахтерск» приняли присягу и уже завтра отправятся из Днепропетровской области в зону проведения антитеррористической операции на восток Украины». Пресс-служба МВД, 9 июля 2014 г.
Сейчас в это верится с трудом, но еще год назад я всерьез прикидывал, не пора ли уезжать из страны. 9 июля 2013 было еще одним унылым днем в долгой веренице безвременья. Борис Колесников продавал «Конти». Таисия Повалий презентовала новый видеоклип. Донецкий «Шахтер» играл с питерским «Зенитом». Более 2 тысяч велосипедистов подписали петицию к президенту Виктору Януковичу и премьер-министру Николаю Азарову «с просьбой обеспечить действенную безопасность велосипедного движения в городах».
Украина казалась гиблым, обреченным местом, по Нилу Гейману - «Neverwhere», «Никогде». Только у британца подземный мир изобиловал неожиданностями; у нас же вся интрига сводилась к тому, отпустит ли суд Вадима Титушко на волю просто так или же попросит «больше так никогда не делать».
Никаких перемен в обозримом будущем не предвиделось - откуда и, главное, зачем? Орава приблатненных гопников захватила все богатства большой страны, и население против этого как-то не особо возражало. Страна в очередной раз поделилась на «паничів» и «кріпаків». Те, кого не устраивал такой расклад, могли собирать манатки и проваливать, если ты такой умный. Остальным предлагалось радоваться стабильности и любоваться сединами Николая Яныча в обрамлении кабминовских интерьеров.
Глядя на ленту новостей, я думал про отпуск; про то, что с новостями затык, и что надо как-то покупать квартиру. Казалось, Янукович будет править вечно, и даже турки с их Таксимом не радовали глаз: считалось, что нам до их пассионарной решимости - как до Стамбула рачки. В украинский народ я тогда не верил совершенно - и не стеснялся в этом признаваться…
…Прошел всего один год - и знаете, я до сих пор не до конца уверен, что живу в одном и том же государстве. Может быть, тогда, 9 июля 2013, я просто задремал перед компьютером, а проснувшись, оказался в другом времени и пространстве, с другими людьми и совершенно иным мироощущением?
Но нет, слишком уж хорошо отложились в памяти все радости и ужасы минувшей зимы. А если откажет память, то всегда можно достать из шкафа прокоптившуюся от площадного дыма куртку. Или подержать в руках оранжевую накидку с надписью «Пресса», грязную и скомканную от постоянного ношения в сумке.
Хотя предаваться воспоминаниям некогда. На смену всей этой стабильности, с барсеткой в красной коже и лампасами на спортивных штанах, пришло ощущение постоянной тревоги. Куда подевалось годичной давности сонное царство? Новости сменяют друг друга с ужасающей быстротой, и в них: батальоны, АТО, гиркины, император Ботоксиан, Крым, оккупация, «Крылья Феникса», каски, блок-посты…И герои, погибшие и продолжающие сражаться.
Казалось бы, жить в военное время - куда уж может быть хуже? Но я это время ценю превыше всего. И ни за какие коврижки не променяю его на «эпоху стабильности» им.Януковича и золотого батона. Потому что лучше шагать по берегу моря, пускай и в штормовую погоду, чем тихо доживать свое в затхлом подвале с заколоченными форточками.
До сих пор силюсь понять: как нам удалось сделать это? Понятно, что Ассоциация с евровектором были только поводом. Затурканный огородами, починкой машины и «отвести детей в школу», украинский народ внезапно расправил плечи - и сквозь всю эту суету с магазинами-вкладами-дачами прорезались такие нежлобские черты, такое чувство собственного достоинства, что дух захватывало.
Сотни тысяч хохлов в одночасье стали украинцами - и тем здорово удивили соседей, привыкших уравнивать нас с салом и «Несе Галя воду».
С тех пор так и живем. Не то, чтобы прежние подонки совсем куда-то подевались из нашей жизни; нет, сбежали грабители и убийцы, карманные же воры, вооружившись жовто-блакитными флажками и боевым кличем «Слава Україні!», снуют в толпе и деловито шарят по карманам. Сами граждане по-прежнему смотрят продажные ток-шоу и позволяют политикам вешать им лапшу на уши. Десятки кровавых сражений выигрываются и проигрываются исключительно в «Фейсбуке».
Но лжи стало меньше, если, конечно, не считать ложью околовоенные фейки и партийную дезинформацию. Критерии добра и зла, чести и бесчестия снова востребованы. Услышав гимн Украины, люди на улице вытягиваются в струнку с каким-то особенным, доселе не виданным выражением на лицах. И, глядя на них, думаешь: кажется, эта нация созрела для того, чтобы, по заветам горинского барона Мюнгхаузена, каждый день совершать подвиг. Не по большим церковным праздникам, а просто так, по расписанию.
…Старая знакомая спросила 10-летнего сына, что подарить ему на День рождения. В ответ услышала: «Каску и бронежилет». Родители подарили Артему планшет - и теперь он следит за происходящим на Донбассе в интерактивном режиме. Недавно спросил: «Мама, а мы сможем забрать к себе какого-нибудь мальчика или девочку из Славянска?».
В общем, извини, украинский народ, что в тебе ошибался, я лопух. И очень, очень этому рад.
Евгений Кузьменко, Цензор.нет