В ближайшие месяцы не стоит ожидать ни китайских кредитов, ни существенного прогресса в реализации значимых двусторонних проектов.
Более того, есть большая вероятность начала реализации новых масштабных идей, еще более утопических и затратных, чем предыдущие.
Такой вывод делают эксперты Белорусского института стратегических исследований (BISS) в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса, предоставленном "Ежедневнику".
В мае-июне белорусско-китайские отношения продолжали развиваться в русле, заданном совещанием 14 февраля 2014 г. у президента А. Лукашенко, где он резко раскритиковал ход реализации белорусско-китайских проектов. Как и предполагалось, по результатам этого совещания китайское лобби в белорусском правительстве и ряд компаний из КНР предприняли определенные шаги, призванные имитировать ускорение реализации совместных проектов.
Значительная часть событий, отмечают эксперты Белорусского института стратегических исследований, была связана с попытками продемонстрировать ускорение в реализации строительства КБИП и открытием новых масштабных долговременных проектов с КНР. Так, 7 мая состоялась презентация КБИП в одной из наиболее развитых провинций Китая Цзянсу, а 5 июня прошла встреча вице-премьеров А. Тозика и П. Прокоповича с руководством компании «CITIC Construction». На встрече китайские партнеры отчитались об успешной модернизации белорусских цементных заводов. Однако этим отчетам прямо противоречит обнародованная Министерством финансов Беларуси информация о наиболее убыточных ОАО в стране по итогам 1 квартала 2014 г., согласно которой все три цементных завода вошли в число наиболее убыточных предприятий, а «Кричевцементношифер» даже занял 3-е место в этом антирейтинге Минфина.
Несмотря на это, «CITIC Construction» намерена и далее продолжать работать в Беларуси. Помимо завода по сжижению природного газа, создания сети криогенных заправочных станций, производства газобаллонного оборудования и оборудования для газонаполнительных компрессорных станций основное внимание китайской фирмы будет направлено на создание совместной белорусско-китайской инжиниринговой компании. Для нее, по мнению китайских специалистов, откроются колоссальные перспективы в КБИП.
19 июня во время визита делегации деловых кругов Китая состоялась торжественная закладка первого камня на строительстве КБИП. В ходе самой церемонии звучало немало оптимистических прогнозов. В частности, первый резидент КБИП (планируется, что это будет компания Huawei) должен быть зарегистрирован не позднее 20 июля 2014 г.), а первое производство появится уже в 2015 г. Определенным диссонансом прозвучали слова руководителя администрации КБИП А. Ермака о том, что в настоящее время ведутся только проектные и исследовательские работы по инженерным сетям внутри территории парка (а это более 8000 гектаров). По существу, в парке нет сейчас ни электричества, ни газа, ни воды, ни канализации.
Эксперты обращают внимание на еще одно знаковое событие — визит белорусским президентом СЗАО «Белджи», в ходе которого он протестировал белорусско-китайские автомобили и высоко отозвался об их качестве. Однако, по мнению аналитиков, вопрос заключается не столько в качестве автомобиля, сколько в экономической целесообразности самого проекта. Емкость рынка автомобилей в Беларуси эксперты оценивают в 23-25 тыс. единиц в год. Заявленный объем производства составляет от 50 тыс. до 120 тыс. единиц в год, то есть предполагается экспорт продукции в Россию и Казахстан. В самой России была неудачная попытка наладить производство «Джили» в Новоуральске (Свердловская область). В Казахстане сборочных производств нет. Цена на автомобили этой марки в России и Казахстане находится приблизительно на том же уровне, что и в Беларуси. Все это позволяет предположить, что при должном менеджменте проект по организации производства «Джили» в Беларуси может стать одним из немногочисленных примеров успешного начинания в белорусско-китайском сотрудничестве.
В рассматриваемый период в информационных сообщениях стал упоминаться новый проект, который по масштабности затмит и сборку «Джили», и строительство КБИП. Речь идет о создании так называемого нового Шелкового пути, который предполагает развитие транспортного коридора от Китая до Европейского союза. Этот проект обсуждался в ходе визита в Беларусь делегации СУАР. Представители региона фактически заявили о своей конкуренции с провинцией Хейлунзян за сотрудничество с Беларусью. Однако, как и другие масштабные проекты в белорусско-китайском взаимодействии, «Экономический пояс Шелкового пути» вызывает множество вопросов.
Действительно, создание мощной транспортной инфраструктуры от КНР до ЕС заявлено в качестве амбициозной инициативы нынешним китайским руководством. Ее реализация направлена, в том числе, на развитие западных регионов Китая и усиление китайского проникновения в Среднюю Азию. Создание полноценного современного транспортного коридора до ЕС рассматривается в достаточно отдаленной временной перспективе (по самым оптимистичным прогнозам этот период исчисляется десятками лет). Сама значимость и масштабность проекта предполагает активное участие центрального правительства КНР. Очевидно, что сил одного региона, а тем более одного из наименее развитых в стране, каковым является СУАР, недостаточно. Можно предположить, что интерес определенных кругов в белорусском истэблишменте к новому Шелковому пути связан с надеждой получения значительного бюджетного финансирования на длительный период, а также политических дивидендов от участия в столь масштабном проекте с Китаем.
Новым явлением стало и реальное участие китайских экспертов в консультировании белорусских властей по возможной программе проведения реформ. Ранее китайский опыт реформ неоднократно обсуждался на неофициальных и полуофициальных встречах белорусских и китайских экспертов. Аналитики из КНР подчеркивали своеобразие китайского опыта, необходимость учитывать специфику страны и региона и достаточно скептически относились к возможности воспроизведения этих реформ в Беларуси. До того, как будут разработаны какие-либо предложения, китайским экспертам понадобится собрать максимально полную информацию о состоянии дел в белорусской экономике. Пока сложно предполагать, какие конкретно предложения будут внесены в белорусское правительство.
Примечательно, что все реже и реже в белорусском информационном пространстве звучит тезис о многомиллиардных китайских кредитах как положительном примере двустороннего сотрудничества. Практически не упоминаются и прежние совместные проекты, ни один из которых не был реализован с выгодой для Беларуси. Исключение (с точки зрения активного упоминания в СМИ) составляет Китайско-белорусский инвестиционный парк (КБИП).
Прогнозируя развитие белорусско-китайских отношений на ближайшую перспективу, аналитики BISS отмечают, что продолжится проникновение Китая в различные сферы белорусской экономики. В мае-июне китайские специалисты фактически получили доступ к информации о реальном состоянии белорусской экономики, что, безусловно, позволит официальному Пекину и дальше проводить выгодную для себя политику в отношении Беларуси.