Странно, что жители Европы забыли о жизни при диктатуре.
Казалось бы, в 1989 году идеология была похоронена навсегда, но, как оказывается, это не так, пишет Андреа Байяни в материале, опубликованном в газете La Repubblica (перевод — Инопресса.ру). Накануне встречи с писательницей Гертой Мюллер 20 июля в Бароло в рамках Festival Collisioni автор статьи взял у нее интервью в Literaturhaus в Берлине, где лауреат Нобелевской премии по литературе (2009) живет с 1987 года, после бегства из Румынии от преследований Чаушеску.
"То, что происходит на Украине, чудовищно. Уже первый шаг - аннексия Крыма - был неприемлем. Но дестабилизация самого богатого региона Украины продолжается, - говорит писательница. - Путин ведет антифашистскую пропаганду, но его ценности характерны для крайне правых. Он повсюду видит врагов, потому что каждый диктатор нуждается во врагах, чтобы иметь возможность оправдывать нарушения прав человека. Путин - специалист по дестабилизации: у него есть подготовленные сотрудники, он воспитывает сепаратистов. По сути, он не хочет присваивать Украину - он всего лишь хочет дестабилизировать ее настолько, чтобы она не могла вступить в ЕС. Это мерзко".
"С национализмом всегда существует угроза, что ситуация выйдет из-под контроля. Национализм всегда несет в себе элемент иррациональности. Идеологии не стоят на месте: они растут, поднимаются. И в тот момент, когда национализм трансформируется в идеологию, он становится опасным. В случае с Россией опасения вызывает тот факт, что может произойти возврат к призраку Великой Нации. С другой стороны, Путин пришел из КГБ, и ему знаком лишь этот мир", - считает немецкая писательница.
"Если бы была начата общественная дискуссия о том, чем был сталинизм, если бы на самом деле открыто было сказано, что Сталин был массовым убийцей, Путин не имел бы возможности действовать так, как сейчас, - отмечает Мюллер. - Был момент, когда мы думали, что с перестройкой и гласностью русские победили идеологию. Великая страна была разделена на множество мелких частей, и казалось, что так будет лучше. Но сегодня идея Великой Страны вновь актуальна, как прежде. Дело в том, что Путин болен прошлым. Все то, что происходит на Украине, - это боль, которая исходит от его советских фантазмов".
"Путина сегодня высоко ценят: разве это не грустно? - продолжает писательница. - Меня больше всего удивляет, например, то, что в восточной Германии многие говорят, что понимают Путина. Я нахожу это постыдным. Стена пала, теперь у них есть все, есть права. Выходцы с востока должны быть на стороне Украины. Я прихожу в ярость, когда люди из бывшей ГДР забывают, какой была жизнь при диктатуре. Все хотят бежать от диктатуры. Никто не хочет быть в этой Евразийской империи, где командует Путин".