На берегу уникального озера Болдук в Поставском районе строят православный храм.
Но строят вопреки общественному мнению, законодательству и природе. Скандальная стройка постоянно обрастает новыми деталями, пишут «Белорусские новости».
Так, ученые признали место для строительства геопатогенным, а общественность нашла подтверждения незаконности отведения земельного участка для строительства. Специалисты Национальной академии наук считают, что дополнительная нагрузка на озеро может привести к гибели его экосистемы.
Эти факты, тем не менее, не останавливают инициаторов строительства. Витебская областная прокуратура и администрация Лукашенко отвечают на жалобы общественности формальными фразами: «в соответствии с законодательством».
Озеро рискует погибнуть
Озеро Болдук справедливо называют жемчужиной белорусского поозерья — оно знаменито кристально чистой водой, большой глубиной — до 40 метров, и уникальным ландшафтом вокруг. Южный берег Болдука относится к особо охраняемой природной территории и является частью Национального парка «Нарочанский».
С Болдуком связано много легенд, и ежегодно туда приезжает большое количество туристов. Туристический бум в последнее десятилетие стал причиной резкого ухудшения состояния озера. Как утверждают экологи, из-за слабого водообмена у Болдука очень чувствительная экосистема — для того, чтобы в озере полностью сменилась вода, необходимо более 30 (!) лет.
В соответствии с заключением НИИ по биоресурсам от 2012 года, экосистема озера Болдук деградирует от нулевой до четвертой степени, характеризуемой необратимыми процессами, именно из-за высокой антропогенной нагрузки, то есть, по причине человеческого фактора.
Чтобы остановить гибель озера, ученые Академии наук рекомендовали Нацпарку «Нарочанский» ограничить посещение туристической стоянки на южном берегу Болдука выходными днями в летнее время и сократить количество посетителей до 30 человек в день.
Однако Нацпарк не выполнял эту рекомендацию. Как утверждает координатор экологической группы «Болдук», экс-директор заказника «Сорочанские озера» Игорь Пастухов, в последние годы на стоянке на южном берегу озера летом отдыхали до 300 человек в день.
«Разово искупавшийся в озере человек приносит туда около 150 мг фосфора, не считая фосфатного загрязнения от вымытых в озере туристических котелков и кастрюль. Помножьте это на 300 и добавьте к этому ещё сто человек — примерно столько паломников будет посещать церковь, и мы получим коктейль, от которого озеро в ближайшем будущем рискует погибнуть. И этот процесс уже начался», — прокомментировал Игорь Пастухов.
Эколог отмечает, что к загрязнению воды туристами в последние годы прибавились факты активного строительства, сопровождающегося незаконными вырубками деревьев. Был зафиксирован и случай вывода сточной трубы от одной из усадеб прямо в озеро.
Неуважение к истории и традициям края
Столичный бизнесмен Николай Романевич, инициатор возведения церкви, недавно построивший себе дачу в виде комплекса коттеджей около деревни Войшкуны, выбрал для сооружения храма на берегу озера самый высокий холм, с которого хорошо просматривается местность. Это значит, что и сама церковь будет хорошо видна почти из любой точки озера и его прибрежной полосы.
Типовое архитектурное решение, разработанное по заказу Романевича, будет резко контрастировать с местной архитектурной традицией, считает известный белорусский архитектор Вадим Глинник.
«Купола в виде луковиц и архитектурная стилистика, предлагаемая для этой церкви, свойственны для традиций центральной России, но никак не для данного края. С появлением этого сооружения местный культурный ландшафт утратит свою ценность. А в деревне Войшкуны встречаются дома, которым более ста лет, характерного для данной местности стиля», — отмечает эксперт.
Гиблое место
Не так давно, в мае 2014 года, специалисты международного общественного Комитета контроля, исследования, предупреждения и ликвидации последствий природных и некоторых экологических катастроф исследовали место для строительства церкви на предмет геомагнитных аномалий.
Биофизик Галина Романенко вместе с коллегами, среди которых были и украинские ученые, дважды проводила необходимые измерения сертифицированными приборами. Выяснилось, что по предполагаемому месту строительства проходит геологический разлом, породивший геомагнитную аномалию. Как поясняет Романенко, Болдукская геомагнитная аномалия подобная Хоперской, Воронежской и Уральской в России.
По мнению специалиста, на этом холме нельзя строить, а тем более храм, там вообще не рекомендуется долго находиться человеку — такое заключение ученые направили в мае в Витебский облисполком и в Поставский районный исполнительный комитет.
Местные жители: участок выделен с нарушениями закона
По информации, полученной местными жителями от Лынтупского сельсовета, в деревнях Войшкуны и Станчики, как минимум в последние десять лет, участки под застройку выделялись в отсутствие архитектурных планов этих населенных пунктов, что, подчеркивают местные жители, противоречит предусмотренному действующим законодательством порядку выделения земельных участков под застройку.
Местные жители утверждают, что это нарушение относится и к отводу участка под постройку церкви. Они нашли и другие несоответствия закону при выделении земли для этого культового сооружения. Так, общественные обсуждения Оценки воздействия на окружающую среду проекта церкви не проводились, что является нарушением действующего законодательства, и, в первую очередь, Орхусской конвенции.
Однако, переходя от деталей к главной проблеме, жители деревни Станчики отмечают, что участок земли был выделен «на подложном основании». Как следует из материалов госэкспертизы проекта церкви, основанием для отвода земли под строительство стала«просьба православных верующих деревни Станчики Лынтупского сельсовета». Однако в Станчиках живут сплошь католики, которые о строительстве православной церкви никого не просили.
Православная община «Приход храма святителя Николая Чудотворца» города Поставы получила участок в деревне Станчики, возле озера Болдук еще в 2011 году. От Постав до участка — около сорока километров, как минимум десять из которых пролегают по проселочным дорогам, и общественный транспорт туда не ходит.
По действующему законодательству религиозная община может строить культовые здания только на территории, указанной в ее уставе. Поставская община изменила свой устав в ноябре 2010 года, включив туда удаленную деревню Станчики. Витебский облисполком утвердил эти изменения 17 января 2011 года.
Как считают жители деревни Станчики, для такого шага не было законных оснований, поскольку в самой деревне и поблизости постоянно проживает не больше 5-6 человек и все они католики. А в соответствии с законом «О свободе совести и религиозных организациях» для расширения территории деятельности общины на тот или иной населенный пункт необходимо наличие в нем постоянно проживающих жителей той же религиозной конфессии.
Жители деревни Станчики направили в Витебскую прокуратуру письма-уведомления о том, что они исповедуют католическую веру и не входят в состав общины. Но вместо проверки обстоятельств расширения ее территории, Витебская прокуратура перенаправила эти письма в Витебский облисполком, который порекомендовал жителям деревни обратиться в Поставский православный приход с просьбой поменять его устав. Этот ответ Витебского облисполкома был признан заместителем уполномоченного по делам религий и национальностей Беларуси Владимиром Ламеко соответствующим нормам закона.
Ответы Витебского облисполкома и Витебской прокуратуры заставили местных жителей обратиться напрямую к Лукашенко. Наряду с аргументами против строительства церкви в водоохранной зоне уникального озера, авторы письма приложили более 80 подписей в пользу переноса места строительства православной церкви в ближайший городской поселок Лынтупы, где постоянно живут православные верующие.
Через несколько дней это письмо было перенаправлено в аппарат Совета министров, а еще через несколько дней — в Витебский облисполком.
«Неужели функции Администрации президента сводятся лишь к перенаправлению писем жалобщиков в те организации, на которые они жалуются?», — недоумевают жители деревни Станчики.
Возможен ли перенос строительства в другое место?
Участники экологической группы «Болдук» считают, что этой конфликтной ситуации могло бы и не быть, если бы местные власти при принятии столь деликатных решений, как строительство культовых сооружений, учитывали мнение населения.
Инициативная экологическая группа «Болдук» была сформирована 10 мая этого года на собрании местных жителей. В этом собрании также приняли участие представители Лынтупского поселкового совета, Поставского райисполкома, экологических общественных объединений «Экодом», «Зеленая сеть», АПБ.
По итогам собрания жители провели голосование, которое показало, что подавляющее большинство высказывается за перенос места строительства православной церкви в городской поселок Лынтупы. В этом населенном пункте проживает более 1500 человек, и до сих пор нет церкви.
Данное ходатайство было рассмотрено Витебским облисполком. По информации группы «Болдук», ответом стал совет облисполкома обращаться в Поставскую православную общину.
«Но ведь функция отдела по религиям и национальностям Витебского облисполкома и состоят в том, чтобы не доводить дело по религиозным вопросам до суда и способствовать мирному решению спорных вопросов», — говорит житель деревни Станчики Николай Ивашин.
Проблема в понимании христианства
Как отмечает экологическая активистка Татьяна Новикова, проблема со строительством церкви не только экологическая, но и мировоззренческая. Встреча с инициатором строительства храма Николаем Романевичем не оставила у нее сомнений в том, что он искренне верующий. Однако, по ее словам, большой вопрос в том, что человек считает служением Господу.
«По одной из легенд, Франциск Ассизский проповедовал птицам. В районе озера Болдук некому проповедовать Евангелие за исключением местной фауны и нескольких дачников, — комментирует она. — Туристический бум здесь бывает только летом»>.
Франциску Ассизскому, считает Новикова, удалось донести до птиц слово божье не потому, что он построил церковь в пустынном месте, а потому что он верил в Христа и следовал его заповедям молитвой и аскезой.
«А когда мысль о проповеди посетила его, то он сам пошел к людям. Современные же «проповедники» ищут комфорта в местах уединенных. Но вот только смогут ли они приблизиться к Господу, замостив плиткой заповедные уголки Беларуси, уничтожив уникальный ландшафт, да и в этом ли состоит христианская миссия?» — задает вопрос эколог.