У Нацбанка практичеки не остается резерва для дальнейшего снижения ставки рефинансирования в этом году.
С 16 июля ставка рефинансирования снижается с 21,5% до 20,5%. В прошлом году последний раз ставка была снижена в июне, после чего оказалась «заморожена» на отметке в 23,5% вплоть до середины апреля текущего года, когда Нацбанк вновь приступил к ее снижению, пишет газета «Белорусы и рынок».
Впрочем, в прошлом месяце снижение ставки пришлось приостановить из-за высокой инфляции в мае. И хотя инфляция в июне несколько замедлилась, потенциал для нового ее разгона сохраняется. Так что июльское повышение ставки рефинансирования может оказаться последним в текущем году.
Дальнейшее снижение ставки рефинансирования при сохраняющихся темпах инфляции будет означать, что она либо сравняется, либо даже может оказаться ниже годового значения инфляции, которое по итогам июня составило 20% (июнь 2014 года к июня 2013 года).
Между тем, глава Нацбанка Надежда Ермакова недавно озвучила прогноз регулятора по возможному значению ставки рефинансирования на конец года. По ее словам, она может составить 18-20%. Таким образом, уже с 16 июля ставка рефинансирования вплотную подойдет к верхней планке, озвученной Ермаковой.
И дальнейшие шаги по снижению ставки будет зависеть от двух факторов – от темпов инфляции, а также от того, насколько быстро будут снижаться ставки по депозитам.
Что касается первого фактора, то июльская инфляция может оказаться не слишком высокой (по крайней мере, по сравнению с майской, когда она составила 2,2%) ввиду сезонного снижения цен на сельхозпродукцию.
Сельхозпроизводители уже продемонстрировали замедление роста своих цен, однако снижение пока идет только в растениеводстве – в июне по сравнению с маем цены сельхозпроизводителей в данном секторе снизились на 1,3%, в животноводстве продолжается рост цен – они выросли за июнь на 1,5%, что оказалось выше темпов роста потребительских цен в целом, который составил в июне 1,2%.
Также с опережением инфляции шел рост цен в июне у производителей промышленных потребительских товаров – они прибавили 1,6%. Цены в строительстве выросли на 2%, а на строительно-монтажные работы – на 2,8%, тарифы на услуги связи для юрлиц и вовсе увеличились на 4,1%. Все это будет толкать и далее потребительские цены вверх, если правительство снова не начнет их ограничивать административными методами.
Еще одним инфляционным фактором могут стать меры, которые планирует принять Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в отношении стран, подписавших в прошлом месяце договор об ассоциации с ЕС. Так, на 16 июля запланировано заседание ЕЭК по вопросу ведения защитных мер в отношении Молдовы. Если будет принято решение, хоть как-то ограничивающее поставки молдавских овощей и фруктов на рынки Таможенного союза, это может негативно повлиять на цены в Беларуси, которая традиционно поставляла из Молдовы дешевую сельхозпродукцию.
В любом случае, даже если в июле инфляция покажет небольшое снижение по сравнению с июньским показателем, вряд ли Нацбанк решится на снижение ставки рефинансирования с тем же шагом, что и раньше, то есть на 1 процентный пункт. Скорее всего, ставка если и понизится, то до 20%, то есть лишь на 0,5 процентного пункта. Таким образом, она достигнет верхней планки прогноза, озвученного Ермаковой, и в дальнейшем Нацбанк может прекратить снижение в случае ускорения инфляции осенью.
Нацбанк действует пока довольно осторожно, помня о прошлогодней неудачной попытке понизить ставки летом. Тогда инфляция была не так высока, как сегодня, однако на фоне снижения ставки Нацбанк тогда начал и более быстрое понижение курса белорусского рубля. Это вызвало мгновенную реакцию – люди массово стали снимать белорусские рубли и переводить их в доллары, в связи с чем пришлось экстренно поднимать ставки по депозитам, которые к тому времени значительно опустились.
Что касается курса белорусского рубля, то Нацбанк на этот раз подстраховался – Ермакова заявила, что курс на конец года составит 10.700-10.800 BYR/USD. А это значит, что до конца года предполагается даже более медленная девальвация рубля, чем в первом полугодии.
Однако опасность быстрого снижения ставок по рублевым депозитам, которые все еще значительно (более чем на 10 процентных пунктов) отличаются от ставки рефинансирования, сегодня также существует. Банки уже на прошлой неделе пошли на снижение ставок - как только было объявлено о снижении ставки рефинансирования, хотя произойдет это только 16 июля. Но, наученные горьким прошлогодним опытом, банки (очевидно, не без устных рекомендаций со стороны Нацбанка) снижают их понемногу. В прошлом году, снизившись сразу на 5-10 процентных пунктов, ставки по некоторым популярным депозитам ушли ниже 30% годовых, что на фоне ускоренной девальвацией и привело к резкой дестабилизации на рынке.
Сегодня ставки на депозитном рынке снова вплотную приблизились к отметке в 30% годовых, а этот уровень, по мнению многих, является точкой перехода от рублей в валюту для населения, поэтому понижать их дальше будет довольно проблематично.
Пока рынок положительно отреагировал на то, что Нацбанк не стал понижать ставку в июне – снизилось давление на валютный рынок (население купило в июне гораздо меньше валюты, чем в мае), а рублевые депозиты выросли (на 2,9%) против их сокращения в мае (на 0,5%). Поэтому решение о дальнейшем снижении ставки рефинансирования и остальных ставок на финансовом рынке Нацбанк очевидно будет принимать с учетом поведения населения в июле.
Между тем, в сентябре правительство обещает повысить заработную плату врачам и учителям. И даже если попытаться связать эти деньги очередным повышением цен и тарифов, все равно придется держать ставки по рублевым депозитам на достаточно высоком уровне, так как это вызовет очередной виток инфляции. В противном случае, почти весь прирост зарплаты осенью будет конвертирован в валюту.
Таким образом, у Нацбанка практически не остается резерва для дальнейшего понижения ставки и вполне возможно, что на июльской отметке в 20,5% Нацбанк в этом году и остановится, в лучшем случае, понизив ее еще раз на 0,5-1 процентный пункт.