Последствия снятия торговых надбавок белорусы почувствуют уже в течение ближайшей недели.
Причем рассчитывать, что что-то подешевеет, весьма наивно - товары будут дорожать. К счастью, не все, а только те, которые в дефиците или «в руках» у монополистов. Как напоминает «Интерфакс» , постановление Минэкономики №141 вступило в силу 29 октября.
Уже сегодня эксперты с уверенностью говорят о том, что подорожает импортный алкоголь.
«У нас сейчас тяжелейшая ситуация с импортным алкоголем», - пояснил председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Причина - квотирование ввоза и, как следствие, неудовлетворенный спрос. «Сегодня квоты выбраны, коньяка практически нет», - утверждает собеседник портала. Поэтому импортеры, выставляя цену, ничем себя не ограничивают: товара мало и его все равно купят. «Если бы не было квот, а была конкуренция, то красная цена бутылке молдавского коньяка - Br20 тыс. В то же время сегодня уже только импортеры выставляют по Br50 тыс., плюс торговая наценка, которая будет не меньше 30%, плюс налог с продаж - получается все Br70-80 тыс.», - рассчитал цену В.Маргелов.
По мнению эксперта, поднимутся цены на товары, которые по объективным причинам долго продаются. Например, запчасти к бытовой технике. Сложно с поставкой таких товаров потому, что, с одной стороны, нужно, чтобы они были, с другой - неизвестно, когда их купят. «А это валютные риски, расходы на хранение и т.п.», - утверждает В.Маргелов.
По его информации, имевшаяся до сих пор 30-процентная наценка была «глубоко убыточной» для поставщиков. Логично, что они ее поднимут. Причем это будет соответствовать мировой практике. «Везде в мире поставщики зарабатывают не столько на самой продукции, сколько на запчастях», - утверждает он. В пример он привел российский комбайн «Дон»: «Если купить его по запчастям, это будет в четыре раза дороже, чем в сборе».
Подорожают, без сомнения, редкие, эксклюзивные позиции. «Например, я «Мону Лизу» завез и знаю, что она тут одна, мне нет смысла делать 30-процентную наценку, рассчитывая на оборот. Я буду ждать своего покупателя», - привел яркий пример В.Маргелов.
В то же время однозначно сказать, что именно подорожает, а что останется на прежнем уровне, сложно. «Например, мы ожидали, что цены поднимут продавцы мебели, но вчера крупнейший мебельный магазин, член нашего союза, заявил, что считает сложившийся уровень цен оптимальным и ничего не собирается менять», - рассказал В.Маргелов.
Также, по его словам, об отсутствии намерений поднять цены заявили многие продовольственные магазины. Что касается перспектив их снижения, то, по мнению эксперта, произойти это может не ранее следующего года, когда будет отменен налог с продаж в розничной торговле. «Оно, правда, будет небольшим - на 5%, но оно может произойти по ряду позиций», - полагает В.Маргелов.
Говоря о том, что же нужно делать, чтобы держать цены в узде без их жесткого администрирования, В.Маргелов в очередной раз напомнил, что тут путь только один - развивать конкуренцию.
Оценивая документ в целом, В.Маргелов напомнил, что он ограничивает торговую надбавку 20 процентами для оптовиков. По его информации, многие из них уже ищут выход из положения. Есть основания полагать, что они станут работать в розницу.
Несмотря на прогрессивный в целом характер постановления, в нем «остались досадные недоразумения», считает В.Маргелов. Их, по мнению эксперта, два: госрегулирование торговых наценок общепита по тем товарам, которые в розничной торговле уже «свободны», и сохранение требования вести реестры розничных цен. По поводу последнего Маргелов пояснил, что этот реестр - «огромный документооборот», который раньше нужен был, чтобы контролировать эти самые торговые надбавки.
«Было бы понятно, если бы реестры велись по тем товарам, цены на которые все еще регулируются, но это требование осталось в отношении всех товаров. Кому это нужно?» - недоумевает представитель бизнес-объединения. «Может, о нем просто забыли, внося поправки в документы о ценообразовании?» - предположил он.
Как ранее заявляли чиновники, повышения цен после вступления в силу постановления Минэкономики №141, отменяющего ограничение торговых надбавок, они ждут. Но считают, что это как корь, которой надо просто переболеть, чтобы после долгих лет ограничений получить стойкий иммунитет. Ограничивать зарвавшихся торговцев обещали, как это принято в цивилизованных странах, в рамках антимонопольного законодательства.