Недавно завершившийся ЧМ обеспечил мощный PR самому заслуженному комментатору страны. Непонятно только: белый или черный.
Никита Мелкозеров на страницах by.tribuna.com осмысливает причины любви и ненависти к Владимиру Новицкому.
LOVE
Историческая значимость
Новицкий настолько давно дружит с комментаторской гарнитурой, что смотрел матчи, о существовании которых многие из нас знают только благодаря YouTube, вживую. Его (не обязательно с сарказмом) называют мэтром, ему в свое время присвоили звание заслуженного деятеля культуры РБ. В конце концов, для многих людей, которые, так или иначе, интересуются спортом, Новицкий – это голос детства. А подобное чревато ностальгическими припадками, которые вызывают мощный поток позитива.
В принципе, такие люди хороши для преподавания. И Владимир Николаевич ввязался в подобное предприятие, начав вести спецкурс «Спортивная журналистика» в Институте журналистики БГУ. Правда, в какой-то период отказался от продолжения, сославшись на рабочую занятость.
Профессионализм
В общественном доступе не существует историй про то, как Новицкий на что-то забил, где-то загулял или хоть чем-то подпортил свой образ дисциплинированного труженика. Есть ощущение, что таких историй не существует не только в общественном, но и в приватном или каком-либо другом доступах.
Плюс у Владимира Николаевича предельно развита способность собирать и агрегировать информацию. Ценное журналистское качество. Иногда кажется, будто Google придумывался под него. Серф в исполнении Новицкого – это просто уровень Бога. В гугловских сусеках комментатор порой находит весьма прикольные штуки. Ну, и нельзя забывать о его эрудированности и способности разбираться в статистике.
Приятный голос
Если до предела втопить кнопку «выкл» на собственных эмоциях, то чисто физиологически станет ясно, что почти любой организм хорошо реагирует на голос Новицкого. Он поставлен, мощен, мелодичен и стабилен. Это важный момент. Важный, потому как наши последние разговоры с комментаторами полностью убедили в значимости их физической выносливости. Это едва ли не первостепенный момент. Ведь нет ничего гаже затухающего к 70-й минуте голоса комментатора. Новицкий же выдерживает необходимый норматив, демонстрируя высокий уровень страстности все полтора часа матча, а то и дольше.
Эмоциональность
Олимпийские игры. Солт-Лейк-Сити. 2002 год. Наши нежданно бахнули шведов в хоккей. Это, безусловно, примечательное событие. Но градус радости, сто процентов, повышал комментарий Новицкого. Он выдавал эмоцию полной грудью, моментами переключаясь на восторженный рев. Помню, что от такого возбуждения сам прыгал перед экраном телевизора, как юный орангутанг.
При этом нельзя сказать, что Новицкий эмоционирует лишь по праздникам. Это его фича, его рабочий инструмент, который он пользует со знанием дела. Повышение голоса почти всегда к месту и не режет слух. Вот, кстати еще одна исторически значимая эмоция Владимира Николаевича. На этот раз футбольного толка.
HATE
Надоел
Весьма тривиальный посыл. Владимир Николаевич существует на ТВ больше, чем я существую на свете. Мне, конечно, всего-то четверть века, но я уже не первой свежести. Драматически немного б/у. Проблема олдовая, о ней когда-то писал Иван Тургенев. «Отцы и дети». У детей сплошной I like to move it, их сердца требуют перемен, а уши ласкающих слух новых голосов. Звуковой свежести в спортивном эфире страны не существует – в том числе из-за обильности Новицкого. Он – мультиспортсмен от комментаторов, он почти везде. До кучи нагрузка в виде дикторства, участия в мероприятиях на день независимости и корпоративах. Сам видел. Владимир Николаевич вел церемонию чествования победителей «Ассоциации любителей футбола», к которой я причастен скромными попытками не промахнуться по мячу. То есть комментатор как бы элитный, но вездесущность негативно сказывается на его статусе.
Заметные ошибки
Очевидное последствие первого пункта. Баян «не ошибается тот, кто ничего не делает» влегкую переворачивается на «чем больше дел, тем больше вероятности ошибиться». Владимир Николаевич обилен в своей активности. Оттого косяков полно. Запруженный ивентами календарь дополняется записями из свидетельства о рождении. А там значится, что Новицому недавно стукнуло почтенных 60. Вообще, наверное, это счастье быть столь бодрым в подобном возрасте. Но это не отменяет накопившейся усталости и ее производных вроде хоккеистов, которые выходят на футбольное поле, или Сами Хедиры, который вовсю играет в финале ЧМ, сидя на лавке запасных.
Заштампованность
Все, наверное, представляют, как выглядит Magic 8 ball. В русском варианте – шар судьбы. Забавная игрушка с икосаэдром, который выдает 20 вариантов ответов на любые ваши вопросы. Он хорошо показан в фильме «Трасса 60», его теперь за несколько кликов можно заказать в любом интернет-магазине.
Так вот иногда создается ощущение, что Новицкий ходит на свои эфиры не только с кучей распечаток, но и сделанным под заказ Magic 8 ball, икосаэдр которого после взбалтывания выдает штампы. От «многоуважаемые» или «дорогие друзья» на старте репортажа, до сложных форм подката к выдаче информации типа «не хочу утомлять вас статистикой, но…». А меж этим всякие штуковины вроде «пушечного выстрела». Плюс перекладывание штампов осуществляется со слоновьей грацией, которая порядком раздражает слушателей.
Личные качества
Мутная тема, но она периодически актуализируется самым неприятным для Новицкого образом. Как только Владимира Николаевича перестали ставить на матчи предыдущего ЧМ, в СП вдруг начали появляться анонимные публикации в защиту мэтра. Однажды Новицкий ввязался в перепалку с директором «Минск-Арены» Николаем Ананьевым, и вся страна узнала, как его оскорбляли с приведением наиболее смачных оборотов.
Последнюю на данный момент историю о личных качествах мэтра озвучил Александр Дмитриев: «В свое время Новицкий написал донос. Самый натуральный донос на Зинаиду Александровну Рунц. Это было подло и эгоистично. Мол, его лишают работы, мол, началось кумовство, потому как она всунула в число комментаторов Сергея Новикова. Чушь! Совдеп! Уверен, все это изначально можно было обсудить в узком кругу нашего коллектива. Благо, нас не миллион. Но человеку нравится масштаб. Ему масштаб жизненно необходим. Он сразу обратился к руководству».