Белорусские производители лекарственных средств бьют себя кулаком в грудь, утверждая, что отечественные лекарства не хуже зарубежных. Мы съездили на Борисовский завод медпрепаратов, посмотрели на производство и удивились.
Попасть в цеха БМПЗ любому желающему нельзя. «Ежедневник» возпольковался тем, что для журналистов практически не существует границ, и отправился в Борисовский завод медицинских препаратов, чтобы посмотреть новенький цех, который запустили в работу считанные месяцы назад.
Мы заходим в цех № 4. Это новое 5-этажное здание, которое по высоте не уступает 9-этажной панельке.
Нас встречает его начальник Александр Грошев. «Моя работа – их [подчиненных] тут всех гонять», – смеется он и ведет нас наверх.
Новый цех занимается производством таблеток. Если таблетки, которое здесь произведут за год, разделись на всех белорусов, на каждого из нас придется по 110 штук. Нам столько не надо, поэтому львиная их доля пойдет на экспорт: борисовские таблетки поедут во Вьетнам, Азербайджан, Грузию, Египет, Россию и другие страны.
Несмотря на то, что в окно бьет солнце, в самом цехе прохладно. Нам поясняют: «На протяжении всего года поддерживается одна и та же температура». Таблеточный цех № 4 в Борисове при +30 градусах на улице кажется настоящим раем, здесь очень комфортная температура.
Цех чистый, как Минск, стерильный. Мы тоже чистые, но нас заставляют надеть халат, бахилы и шапочку. Перед входом в зону D (в ней очищенная воздушная среда) нас просят продезинфицировать руки. В воздухе появляется приятный запах спирта.
Первый этап. Здесь происходит взвешивание сырья, которое во время процедуры пылит и разлетается в воздухе – представьте, если бы вы взвешивали муку. Но, как заверили специалисты, благодаря направленным потокам воздуха пыль убирается, иначе бы масса для одного лекарства смешивалась с массами для другого.
После того, как сырье взвесят, его отправят на просеивание под действием вакуума и повторно проверят вес. Фраза «точно, как в аптеке» на заводе не актуальна – здесь еще точнее.
Переходим в отделение приготовления таблеток. Скучновато: работают машины и пара человек. Позже нам объяснят, что минимум ручного труда – это очень хорошо для производства, исключается человеческий фактор, а также расскажут, как сложно на заводе с квалифицированными кадрами: не хватает инженеров, технологов и рабочих.
Самое большое отделение за раз производит 300 килограмм таблеток. Если в ближайшее время вы будете покупать борисовские «Аспикард» или «Энаприл», возможно, вам попадутся те самые таблетки, производство которых вы видите на этих фото.
Некоторые таблетки способны вызвать в животе настоящий карнавал. Чтобы поберечь ваш желудочно-кишечный тракт, их покрывают пленкой.
Вот как выглядит помещение, где это делают.
А это – отделение наполнения капсул. Видите большое белое ведро? В него падают наполненные капсулы.
Здесь происходит фасовка. То, что мы называем коробкой для лекарства, профессионалы называют пеналом.
Все делают за стеклом, нас вовнутрь не пускают. Стучим по стеклу: «Повернитесь, мы вас сфотографируем!» Не слышат – прекрасная изоляция.
Купить свежайшую таблетку вам не удастся – после групповой упаковки (формирования по большим коробкам) таблетки отправляются на пятидневный карантин. Лишь спустя это время они могут покинуть цех и поехать в аптеки, позже оказавшись дома у некоторых из нас.
Только за этот год Борисовский ЗМП заработал 37 миллиардов рублей. Завод – основной налогоплательщик Борисова, также входит в ТОП-30 крупнейших налогоплательщиков Беларуси. Из 2064 человек, которые трудятся на заводе, более 10% работают над качеством продукции. Даже во время кризиса БЗМП показал рост аж на 8% – гигантская цифра, учитывая что большинство предприятий тогда ушли в минус.
Конечно же, хотелось бы увидеть и другие цеха – например тот, который работает с 1965, а не только новенький таблеточный, открытый буквально полгода назад.
Посетив цех № 4, мы убедились, что белорусская таблетка не так страшна, как к ней привыкли относиться. И даже подумали, что требование президента увеличить количество реализации лекарств в денежном эквиваленте до 50% (сейчас эта доля чуть превышает 30%) это не так плохо, как могло показаться.
Мы не проводили анализ эффективности борисовских медпрепаратов по сравнению с зарубежными аналогами, не посещали другие заводы, чтобы сделать сравнение. Тем не менее, таблеточный цех нас впечатлил. Настолько, что вдруг возникло желание хотя бы в качестве одноразового эксперимента заменить импортную таблетку на нашу из Борисова.