Из-за отсутствия республиканской базы доноров у белорусов очень мало шансов спасти своего родственника, сдав для него кровь, если он госпитализирован в другом городе.
Вечером в пятницу 18 июля в поселке Дукора Пуховичского района произошел взрыв газового оборудования в машине. За рулем этой машины находился житель поселка Свислочь Александр Пузаков. Он получил тяжелые травмы и ожоги 35% тела, основная доля повреждений пришлась на голову и руки.
Александр попал в реанимацию Больницы скорой медицинской помощи в Минске. В понедельник заведующая ожоговым отделением сказала семье, что пострадавший нуждается в инъекциях альбумина — белка, который содержится в крови человека. А значит, срочно нужны доноры. Племянница пострадавшего, фармацевт Галина Мелешко быстро распространила информацию среди своих знакомых и через соцсети, создав «ВКонтакте» группу с просьбой о помощи. Однако неожиданно Галина столкнулась с трудностями. Например, ей стало известно, что не имея регистрации Минска или Минского района, в больнице невозможно сдать кровь для своего родственника.
Редакция сайта charter97.org поговорила с Галиной Мелешко и узнала подробнее о том, как она все-таки добилась разрешения на сдачу крови.
— Согласно белорусскому законодательству, кровь можно сдать по месту регистрации. Однако в такой ситуации, как у вас, время не ждет и, естественно, проще и для вас, и для конкретного медучреждения сдать кровь на месте, в больнице.
— В больнице нам предложили искать доноров самостоятельно. Условием были регистрация в Минске и в Минском районе. В понедельник я создала группу «ВКонтакте» и стала активно искать и просить о помощи. Однако так как мы живем в Пуховичском районе, то, соответственно, наша прописка не позволяет нам сдать кровь в минской больнице скорой помощи! Многие были этим возмущены, так как желающих нашлось много. Утром я позвонила на горячую линию Министерства здравоохранения. Там мне пояснили, что возможность сдать кровь существует и без минской регистрации, только для этого нужно больше справок и дали другие советы.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о дополнительных документах и какие советы вы получили от Минздрава?
— Мне посоветовали самостоятельно прозвонить местные поликлиники и больницы и попытаться решить этот вопрос самой, чтобы ускорить процесс. Также посоветовали сдать кровь на сифилис, СПИД и другие болезни по месту жительства, затем взять справку, что не стоишь на учете по этим заболеваниям — и ехать в отделение переливания крови.
Далее я позвонила в отделения переливания крови БСМП и задала вопрос, почему же все-таки нельзя сдавать кровь не минчанам. После долгой беседы в итоге мне признались, что в отделении переливания крови Больницы скорой медицинской помощи просто не существует базы по всей республике, только по Минску и Минскому району. Из-за этого больнице не удобно принимать кровь от белорусов с регистрацией в других населенных пунктах. Сотрудница БСМП уточнила, что кровь для пациента их больницы может сдать любой житель РБ, но для этого нужно наличие кучи справок: кроме стандартных, еще о том, являетесь ли вы донором, о наличие заболеваний и справка о том, что не состоишь на учете по таким заболеваниям как ВИЧ, сифилис и т.д.
— Но все же вам разрешили приехать и сдать кровь в Минске, не будучи зарегистрированными на территории Минска или Минского района. Действуют ли эти правила на других людей?
— Я только что уточнила в Республиканском научно-практическом центре
трансфузиологии и медицинских биотехнологий этот вопрос. Там мне сказали, что по решению санстанции Минск берёт кровь только у Минска и Минского района, а все остальные сдают по месту жительства и что для нас, скорее всего, сделали исключение! Однако меня обнадежили: сказали, что если соберется много желающих сдать кровь, то смогут прислать бригаду и к нам в Марьину Горку.
Журналист сайта charter97.org уточнил у заведующей отделения переливания крови Городской клинической больнице скорой медицинской помощи города Минска Елены Секретовой, почему племянница пострадавшего вынуждена была «вытрясать» правду и добиваться возможности сдать кровь в их больнице и правда ли виной тому отсутствие общей республиканской базы доноров.
Секретова сразу поняла, по какому случаю мы звоним.
— Нам эти родственники звонили неоднократно и мы все им рассказали. Да, мы принимаем кровь из Минска и Минского района. Но если у донора нет регистрации в Минске или Минском районе, то нужны дополнительные справки: из диспансеров и с местной станции переливания крови.
— А это нормальная практика, что минские медучреждения не берут кровь доноров без местной регистрации?
— Обычно в Минске берут кровь Минска и Минского района. Это связано с тем, что действительно, у нас есть база данных только по Минску и Минскому району. С ее помощью мы видим кто, где и на каком учете состоит и владеем информацией о всех их кроводачах. Я не могу быть уверена, что человек, который из Гродно приедет сегодня ко мне, не сдавал вчера кровь по месту жительства. Ведь если с ним что-то случится, ответственность буду нести я и мои сотрудники. Это же прежде всего забота о их здоровье! К тому же, на то, чтобы взять кровь у донора, обследовать ее, и выплатить ему какие-то компенсации тратятся немалые деньги государства.
— Девушка также звонила в центр трансфузиологии, и там ей сказали, что, возможно, их семье просто сделали исключение. Это правда?
— Нет, это правило для всех.
– Как так получилось, что Галине Мелешко практически пришлось «вытрясать» из вас эту информацию и звонить в разные инстанции, чтобы узнать о том, что они могут сдать кровь в больнице БСМП?
— Обычно люди у нас только интересуются, и очень редко кто такой возможностью пользуется. За все время, сколько я работаю, из других регионов к нам доехало, наверное, человека два со всей республики. А все потому, что все эти справки собрать действительно сложно и это занимает много времени. Только единицы могут собрать все справки и доехать к нам — только те, у кого действительно тяжелая ситуация.
Галина Мелешко попросила charter97.org «не писать плохо о врачах» и говорит, что сама работает в сфере медицины и не понаслышке знает, что вины врачей тут абсолютно нет «пока мы работаем в системе». Она согласна и с тем, что собрать справки — действительно тяжело, но все равно взывает к помощи всех неравнодушных:
— Мы до сих пор нуждаемся в помощи доноров, так как лимит донорской крови невелик. Я понимаю, что собрать справки не так легко, да и времени на это уйдет не один день, но все же мы надеемся на помощь людей! Вся информация в этой группе «ВКонтакте» или по телефону 8029 169 62 29.