Просьба президента Украины к белорусскому диктатору о посредничестве – большая ошибка.
Об этом в интервью сайту charter97.org заявил член организационного комитета «Беларускага руху», бывший председатель Партии БНФ Винцук Вячорка.
- Петр Порошенко обратился к белорусскому диктатору с просьбой привлечь Беларусь в качестве переговорной площадки по разрешению кризиса. Зачем украинский президент сделал это, зная о сильнейшей зависимости Лукашенко от Кремля?
- Я думаю, что здесь мы имеем результаты кампании по созданию впечатления, что Лукашенко занимает какую-то независимую позицию насчет Украины и украинско-российской войны. С одной стороны, он принимал Александра Турчинова и ездил на инаугурацию президента Порошенко, а белорусское телевидение какое-то время почти ничего не говорило про украинско-российскую войну, видимо, чтобы избежать каких-то ясных дефиниций. Но считаются конкретные шаги. А конкретные шаги – это голосование представителя Лукашенко в Генеральной ассамблее ООН под диктовку Виталия Чуркина, это размещение российских боевых самолетов на аэродромах Беларуси, а также дискриминационные меры насчет украинских товаров. И именно на эти шаги и нужно смотреть. Жаль, что Киев этого не хочет замечать, питая себя иллюзиями. Кстати, не только Киев, я думаю, что и Брюссель себя тешит иллюзиями, что из Лукашенко можно сделать эдакого независимого диктатора. Но это систематическая ошибка. Я уверен, что согласие быть посредником Лукашенко согласовал с кремлевским диктатором.
- Но что может предложить белорусский правитель во время этих переговоров, будучи на цепи у Москвы?
- Я так понимаю, что роли Лукашенко там нет никакой, потому что он формально предоставляет только место для переговоров. Но это является достаточно серьезным способом усиления имиджа Лукашенко, сильно упавшего за последнее время. И в этом смысле это выгодно Москве, потому что он целиком ей подконтролен. Мы видим, скажем, из последнего интервью Владимира Макея каналу СТВ, насколько прокремлевская и антизападная теперь риторика минских властей. И в этом смысле Москве выгодно, чтобы эта площадка с перспективой расширения ее функций была ей подконтрольна, а международное сообщество и сам Киев воспринимали эту площадку как нейтральную.
- А какие еще дивиденды это может принести лукашенковскому режиму?
- Дивиденды уже есть. Например, визит Линаса Линкявичуса, согласованный с Брюсселем, и создание таких иллюзий, что может повториться 2008 год без перспективы его развязки годом 2010-м. То есть создаются иллюзии, что политику качания на воображаемых качелях, которые жестко привязаны к Кремлю, можно конвертировать в политическую и финансовую поддержку со стороны Европы и Запада в общем.
- А может ли такое поведение Украины и ЕС в отношении белорусского правителя поспособствовать освобождению оставшихся семерых политзаключенных?
- Киев не ставит никаких условий, что площадка для переговоров должна быть с чистой репутацией, а Линкявичус приезжал, не ставя условий освободить всех политических узников. Так что я не думаю, что это поспособствует их скорейшему выходу на свободу.