Переговоры между Украиной и Россий в Минске – бессмысленная затея.
Об этом заявил редактор белорусской службы «Радио Свобода», бывший депутат Верховного Совета Беларуси Сергей Наумчик, комментируя сайту charter97.org идею президента Украины Петра Порошенко сделать Беларусь переговорной площадкой по разрешению кризиса.
— Как вы оцениваете эту «миротворческую» миссию белорусского диктатора?
— Лукашенко вот уже 20 лет исполняет то, что ему говорит Москва. Тут не должно быть никаких иллюзий: он никогда не являлся и сегодня не является самостоятельной фигурой. Кремль держит Беларусь в качестве плацдарма для торговли, например, оружием.
Я абсолютно исключаю возможность того, что Лукашенко сыграет какую-то положительную роль в чем бы то ни было, в том числе и в геополитической сфере. Это человек, который минимум 15 лет не может считаться президентом. Он уже через год своего правления совершил государственный переворот, и ему нет места за столом переговоров в качестве хозяина переговорной площадки.
— Какова его конкретная выгода в этой ситуации?
— Лукашенко еще больше укрепит свою власть и найдет дополнительные дивиденды в Евросоюзе или в России. К сожалению, сейчас мы наблюдаем политику умиротворения со стороны ЕС. Раскручивается ситуация, очень похожая на 2010 год — так называемая либерализация. Все мы помним, чем это закончилось: разгоном Площади и посадкой сотен людей. Что бы Лукашенко не имел, народу Беларуси ничего хорошего не достанется.
Мы часто слышим, что Россия экономически содержит Беларусь. С одной стороны, это так. Но с другой, Беларусь — это очень важная военная площадка для России. И это еще большой вопрос, сколько бы стоило России размещение военных баз и систем ПВО. Это смело может перекрывать сумму так называемой нефтяной и газовой помощи.
Все то, что Лукашенко получает от России, идет только на укрепление его власти. Он беспокоится только за себя. Его наличие в этом кресле, право на которое он уже давным-давно потерял, полностью противоречит интересам белорусского народа как народа европейского.
— Не может ли это означать, что Лукашенко пытается найти деньги на репрессивный аппарат для следующих «выборов»?
— Да, вы правы. В этом смысле Беларусь является terra incognita. Никто не знает, какой у нас реальный бюджет, в том числе, бюджет спецслужб, личной охраны Лукашенко и даже какой бюджет Министерства обороны, не говоря уже о том, что такое президентский фонд и так далее.
И помощь со стороны России, и помощь со стороны Запада он использует на укрепление спецслужб. Это его приоритет.
У Шушкевича было пять телохранителей, а у Лукашенко — около 3.000. Он вкладывает средства во все, что связано с его физической охраной: в телохранителей, резиденции, самолеты, вертолеты и так далее. Что-то перепадает его ближайшему окружению, и только потом — народу.
— Принесут ли эти переговоры в Минске какой-либо результат?
— Я полностью исключаю вероятность того, что Путин может остановиться. Иногда создается впечатление, что он просто не отдает себе отчета в том, что творит. Все дипломатические способы урегулирования конфликта исчерпаны. Остается только язык санкций и военных действий.
В данном случае Минск — просто площадка для процессов, на которые он не имеет никакого влияния. А эта его миротворческая функция — просто чтобы потешить собственное самолюбие и не более.