С 25 июля вступил в силу Указ президента №361, который, по оценкам экспертов, поставит на колени большинство белорусских импортеров.
Указ «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» появился неожиданно и был принят без какого-либо обсуждения с бизнесом. По сути это очередной продукт белорусского нормотворчества, созданный не для белорусских экономических реалий.
Деятельности субъектов хозяйствования, импортирующих и реализующих товары «в неизмененном состоянии», коснулся всего один пункт документа, но и этого оказалось достаточно, чтобы все без исключения импортеры пришли в ужас.
Как отмечено в п.1.5, «суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе со дня вступления с силу настоящего Указа (25 июля – ред.) и до 31 декабря 2014 г. включительно на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней:
- с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза;
- с даты их принятия к учету, - при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза».
Исключение составляют только субъекты хозяйствования, которые в течение указанного срока использовали ввезенные товары в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или приняли их к учету в качестве основных средств. Иными словами, под раздачу попал только чистый импорт, а не тот, который используется для производства белорусских товаров и услуг. Судя по документу, государство просто решило выровнять свой внешнеторговый баланс, не придумав ничего лучшего, как резануть серпом по бизнесу импортеров.
Объясним правила хозяйствования в 2014 году на примере работы автодилера, ввезшего в Беларусь новый автомобиль условной стоимостью 20 тысяч долларов.
При ввозе товара бюджет страны получает НДС – 20% от его стоимости; в нашем случае это 4 тыс. долларов. Цена автомобиля в шоу-руме складывается из нескольких составляющих: стоимость закупки (20 тыс. долларов), ввозной НДС (4 тыс. долларов), маржа дилера (около 1 тыс. долларов). В результате на ценнике возникает сумма 25 тысяч долларов.
По старым правилам при продаже автомобиля НДС насчитывался повторно, причем, на всю продажную сумму. Однако импортеры платили в бюджет только часть налога за вычетом ранее уплаченных при ввозе 4 тысяч долларов, которые брались в зачет.
С 25 июля ситуация изменилась. С автомобиля стоимостью 20 тысяч долларов государство дважды получит НДС, который составит уже более 8 тысяч долларов, или почти половину цены. По логике законодателей, для волнения нет причин: второй НДС будет возвращен через 90 дней. Однако импортеры, оценив размеры беспроцентного кредита, который получит бюджет, ужаснулись: их лишили средств и на приобретение товара, и на функционирование предприятия.
Чтобы покрыть свои расходы дилеры должны повысить стоимость машины примерно на 10%, что в условиях жесткой конкуренции с российскими шоу-румами невозможно – ряд моделей в соседней стране и без того дешевле, чем в Беларуси.
«Указ «положит» всех импортеров в октябре – ближайшем месяце уплаты НДС, - прогнозирует «Ежедневнику» последствия нового закона директор импортера VW в Беларуси «Атлант-М Фарцойхгандль», председатель правления автомобильной ассоциации БАА Сергей Михневич (на фото). - Трагизм ситуации в том, что под действие указа попали не только автодилеры. Читая разъяснения к документу, все без исключения импортеры, ввозящие товар для оптовой и розничной торговли, приходят в ужас».
Специалист отмечает, что новые правила введены «задним числом». Значительная часть субъектов хозяйствования Беларуси уплачивают НДС раз в квартал и ближайшая выплата будет уже в октябре. Это значит, что рассчитывать на возврат средств импортеры смогут только в январе.
Отказаться от товара, с которого придется платить двойной НДС, невозможно, поскольку сроки и объемы поставок для дилеров оговорены с производителями еще в прошлом году. Переиграть правила в середине года значит сделать первый шаг для разрыва дилерского договора. С аналогичными годовыми контрактами имеют дело и все остальные крупные импортеры.
«Принимая указ, с предпринимательским сообществом никто не советовался, - говорит Михневич. – Чиновники учли провал указов о специмпортерстве и лицензировании, сделав все, чтобы бюджет получил бесплатные деньги: этот кредит – беспроцентный. Импортеров поставили перед фактом, не оставив возможности скорректировать поставки. Мы могли бы выбрать годовые объемы до 25 июля, потому что необходимость платить второй НДС с этой даты лишает нас средств».
Резкое изменение правил хозяйствования в Беларуси явно не укрепит отношения с зарубежными производителями. «После обсуждения указа о специмпортерстве на нашу страну смотрят с опаской, - говорит Михневич, - удар нанесен не только по финансам, но и по репутации импортеров. Мое предприятие уже сообщило заводу об остановке поставок автомобилей в октябре, потому что не сможет заплатить за них. Предполагаю, что аналогичная ситуация и у других автодилеров – в октябре каждому из нас придется отдать государству от 1 до 3 млн долларов в национальной валюте. К январю инфляция и девальвация съедят не менее 20% этих денег».
Подписание указа №361 – вполне объяснимое решение чиновников в борьбе за собственного производителя. Однако кроме белорусских Geely и Zotye отечественным покупателям активно предлагают и продукцию мирового автопрома – в российских и зарубежных шоу-румах.
«Решив помочь белорусским производителям автомобилей, законодатели просчитались, - убежден Михневич. – Сограждане давно покупают машины в российских автосалонах – и самостоятельно, и с помощью серых дилеров. Деятельности последних этот указ никак не коснется – оказывая услуги по выбору и доставке автомобиля, те не ввозят товар на себя, а значит, не платят НДС. Добросовестные налогоплательщики, пополнявшие бюджет страны, белорусские автодилеры в октябре лишатся оборотных средств и сядут на картотеку. Это значит, что, получив беспроцентный кредит, государство лишится других налогов».
В настоящее время импортеры, осознавшие скорый финансовый крах, прорабатывают процедуру возврата переплаченного НДС. Увидят они деньги или государство предложит некий способ зачетов – большой вопрос. «Я пока ни разу не слышал, чтобы государство возвращало НДС на расчетный счет», - отмечает Михневич.
Скорректировать закон невозможно: он вступил в силу и работает. Октябрь покажет, какие белорусские импортеры наиболее сильные. В отношении остальных может начаться процедура банкротства.