Путин создал ситуацию, при которой Россия стала опасна для человечества, считает экс-депутат Госдумы.
В эксклюзивном интервью изданию gordonua.com российский политический и экономический эксперт, экс-депутат Госдумы, председатель партии "Западный выбор" Константин Боровой рассказал, как россиянам искупить вину перед украинцами, почему Россия стоит на пороге введения карточной продовольственной системы и от чего, по его мнению, скончалась Валерия Новодворская.
Константин Боровой в Украине бывает нечасто, но сражается за нее бесстрашно – на том фронте, где громче пушек стреляет слово, смелое, точное, вовремя сказанное. В слове Константина Натановича нуждаются как многие россияне, задыхающиеся в тоталитарной стране, так и украинцы. Когда начался Майдан, Боровой и его соратница – легендарная правозащитница Валерия Новодворская – стали записывать серию роликов, в которых сначала поддерживали митингующих, затем требовали от нового правительства Украины дать решительный отпор путинской агрессии. В одном из таких видео Валерия Ильинична как настоящий воин приняла присягу на верность украинской армии и народу...
12 июля Новодворская внезапно ушла из жизни, и теперь все, что они с Боровым сказать не успели, предстоит говорить ему одному. В 2010 году Константин Натанович был в числе 34 единомышленников, подписавших обращение "Путин должен уйти". Спустя четыре года он еще сильнее в этом уверен.
– Константин Натанович, зачем Путину Донбасс, где каждый день гибнут россияне и куда уходят огромные суммы на военные расходы?
– Дело не в Донбассе: Путин начал противостояние со всем миром. Когда врага нет или определить его невозможно, врагом становится весь мир. Вот он и доказывает человечеству, россиянам, самому себе собственную силу и мощь. Ситуация ухудшается с каждым днем. Вчера введены санкции, сегодня уже другая цена доллара, соответственно, при 80% импорта продовольствия стоимость еды для граждан повысилась на 10-15%, и этот процесс будет продолжаться. Все "прелести", с которыми мы не так давно были знакомы в СССР: распределительную систему, карточную систему, очереди – нам предстоит вспомнить в ближайшее время.
– По нелогичности поступков Путина можно судить о его маниакальном состоянии. Но ведь эта болезнь передалась чуть ли не всей стране! Россияне не понимают последствий политики своего президента по отношению к Украине?
– Недавно я смотрел видеозапись – опрос москвичей. Многие либо отказывались говорить на эту тему, либо так произносили слова в поддержку Путина, что становилось ясно: они просто боятся говорить по-другому. То же самое было в Советском Союзе: 96% граждан выступали за сохранение СССР, КПСС, шестой статьи Конституции, где было записано, что это единственно возможная партия в стране. А как дружно во всех газетах и на телевидении осуждали "проклятых демократов"! В общем, процесс распада Советского Союза, этой огромной империи, еще не закончился. 20 лет – очень короткий исторический промежуток. Когда закончится – непонятно, и Путин делает все возможное для того, чтобы этот процесс сдержать.
Всем регионам России придется платить огромные деньги за путинскую дурость, за конфликт с Западом. Эти деньги пойдут в Москву, которая всегда паразитировала на остальных регионах. Россиянам еще предстоит очень сложный путь, который в свое время прошла Германия, очищаясь от нацизма. Немцам понадобилось несколько десятилетий, и гражданам России потребуется не меньше – для психического оздоровления. Потому что принимать такую власть, да еще поддерживать, громко заявляя об этом, – то запущенное болезненное состояние, с которым придется что-то делать.
– Сегодня на почве политических споров распадаются украинско-российские семьи. Еще недавно мы дружили странами, ездили друг к другу в гости, поддерживали родственные связи. Помирит ли наши два народа время?
– Никакого примирения. На колени! Немцы, чтобы искупить свою вину (об этом недавно был документальный фильм), руками раскапывали могилы расстрелянных евреев, партизан – руками! Чтобы перезахоронить. Так их воспитывали американцы. Никакого примирения нет и не может быть. На колени, твари, и просить прощения у нескольких поколений украинцев. Умолять о прощении! Пока граждане России не начнут настоящее покаяние, произнося проклятья в адрес Путина, исполнившего роль Гитлера, никто никого не должен прощать. За преступление нужно нести ответственность. Тот, кто его совершил, должен быть наказан.
– Украина стала сильнее духом и патриотами богаче, но, кажется, потеряла тех, чье искусство было общим достоянием: я имею в виду российских актеров, режиссеров, писателей, поддержавших политику Путина…
– Это и есть очищение. Люди проявили себя, и оказалось, что подонки, снимавшие патриотические фильмы о дружбе народов, на самом деле думали совсем о другом. Я надеюсь, никакого примирения никогда не будет, потому что с низостью и подлостью нельзя мириться, это нужно уничтожать.
– Вот уже и Запад наконец-то вступил в эту войну, введя, хоть и с опозданием, третий уровень санкций. Вы считаете, у российского президента нет инстинкта самосохранения?
– Путин создал ситуацию, при которой Россия стала опасна для человечества. Это значит, что через некоторое время эта система исчезнет. Посредством изоляции, ограничения ее возможностей – милитаристских, агрессивных. Может, будет второй вариант Северной Кореи, когда физически государство существует, но этого государства, по сути, нет. Пока же Путин надеется на то, что как-то пронесет, что он вывернется, но конфронтация с Западом, да и с собственным обществом (пусть пока не явная), закончится для него очень печально.
Мне кажется, Меркель и Обама научились долго запрягать, чтобы потом быстро ездить. Воздействие санкций Запада очень сильное. Фактически включился процесс разрушения экономики огромной страны, которая стала опасна для остального мира. Заявленные цели – разрушение военной экономики, энергетической экономики, которая тоже стала ее частью. Ведь это, по сути, инструменты ведения военных действий – газ и нефть, которыми Путин пользуется уже много лет.
Когда-то Запад разрушил военную машину Слободана Милошевича, бывшего президента Югославии. Нет никаких сомнений, что так же успешно это произойдет и в случае с Путиным, который уже не понимает и не контролирует ситуацию. Он и его окружение совершенно неадекватны: они грозят применением ядерного оружия, то глобальной, то локальной войной. Вполне возможно, что понадобится даже оккупация страны или той ее части, где находится ядерный чемоданчик. Я знаю, военные уже задумываются о таком варианте. А России пора задуматься над тем, что будет дальше, после Путина, поскольку состояние умов катастрофическое. Люди понесут максимальный ущерб от экономических санкций, но самые страшные санкции – это то, что делает Путин, и граждане России все это терпят и принимают.
– Значит, вы не допускаете, что он может отступить?
– Если даже предположить на секунду, что Путин совершит какой-то разумный поступок, предложит компромиссное решение, его тут же задавит окружение, потому что оно уже стало зависеть от его тренда. Он потеряет власть и над россиянами, в сознание которых вбивалось всеми способами, в том числе с помощью 25-го кадра, что противостояние с Западом, с Киевом, где правят "фашисты", – оптимальная модель для России.
– Еще 14 апреля, когда в Донбассе только пророссийские митинги шли и все надеялись на то, что ситуацию удастся разрешить мирным путем, вы с Валерией Новодворской записали видеообращение к украинцам, убеждая нас в том, что война в Украину, по сути, уже пришла. В этом же ролике Валерия Ильинична заявила о своей готовности встать на защиту Украины и приняла присягу на верность украинским армии и народу. А сегодня одесситы хотят поставить ей памятник, в соцсетях обсуждают возможность присвоить звание Героя Украины... Вы серьезно к этому относитесь?
– Я считаю, то, что делала Новодворская для украинцев, сопоставимо с тем, что делала вся Украина, пытаясь защищаться в информационной войне. Ведь несколько раз вставал вопрос о возбуждении против нее уголовных дел, отключали Facebook – лишь для того, чтобы наш призыв к Украине не был услышан. Она и из жизни ушла потому, что ей некогда было заниматься собой: погибла просто от беспечности, не обращала внимания на свои болячки.
– В некрологе вы написали, что россияне редко делали ей комплименты и недодали любви и уважения. Валерия Ильинична ощущала себя одинокой?
- Надеюсь, что нет – во всяком случае, те последние 25 лет, когда я был рядом. Разве что в окружении полуобразованных "ватников"... Это очень специфический вид одиночества. Она боролась с варварством и безграмотностью, считая это главной нашей задачей. Этим мы и занимались.
Фото: DELFI