Александр Лукашенко – один из злодеев для западного общественного мнения.
Правящий 20 лет в Беларуси президент этой страны стал воплощением антидемократической политики, то есть такой, которую европейские элиты осуждают независимо от каких-либо нюансов.
Мы уже успели привыкнуть к образу белорусского правителя как диктатора, который все еще управляет страной, фальсифицируя выборы и жестоко расправляясь с оппозицией. Но это лишь одна сторона медали.
Существует и вторая – Лукашенко действительно получил поддержку значительной части белорусского общества. Главным образом, потому что стал гарантом достаточно стабильной ситуации в стране, что в потихоньку становящихся на ноги бывших советских республик оказалась важным фактором. Официальные данные говорят о регулярно выплачиваемых, а также постоянно растущих зарплатах, низкой «коммуналке», дешевом общественном транспорте и отсутствии безработицы. На самом деле все не так радужно, однако социальная модель, с которой в данном случае мы имеем дело, соответствует многим не знающим ее цены белорусам.
Лукашенко пошел по другому пути, нежели российские и украинские политики. Он не построил олигархический капитализм с резкими социальными контрастами. Кроме того, несмотря на формальную принадлежность к политическим и экономическим структурам, связывающих Беларусь с Россией, в течение последних двух десятилетий ему удалось лавировать между Востоком и Западом и таким образом де-факто сохранить суверенитет. И, быть может, игра в различных ситуациях у Кремля на носу является наиболее ценной способностью Лукашенко.
Для Запада - и особенно для Польши - мелкие и крупные конфликты Беларуси с Россией могли бы стать шансом выиграть что-то в восточной политике. Жаль, что наша дипломатия эту возможность не использовала.
Филипп Мемхес, «Rzeczpospolita» (Польша)
Перевод: Charter97