Впервые общественности удалось добиться суда в защиту Куропат.
Представители общественности 7 августа обжаловали в Минском городском суде решение судьи суда Центрального района столицы Ивана Мойсейчика, который 27 июня отказал в удовлетворении коллективной жалобы в отношении Генеральной прокуратуры Беларуси по вопросу исполнения законодательства о защите историко-культурных ценностей при строительстве объектов возле урочища Куропаты, где похоронены жертвы политических репрессий, пишет БелаПАН.
Коллективную жалобу в отношении Генпрокуратуры подавали общественный и политический деятель Винцук Вячорка, председатель ОО «Христианский союз «Куропаты» Вацлав Немкович, лидер Белорусской ассоциации жертв политических репрессий Зинаида Тарасевич, общественные деятели Вацлав Орешко и Александр Маков, журналист Марат Горевой.
В качестве основной претензии защитники Куропат предъявляли то, что Генпрокуратура не проконтролировала выполнение направленного в Миноблисполком еще в конце 2012 года представления о «ликвидации нарушений законодательства о защите историко-культурного наследия, причин и условий, которые этому содействуют». Нарушением в этом случае было то, что несколько лет тому назад СООО «Белрестинвест» возвело недалеко от Куропат четыре здания запланированного в этом месте развлекательного комплекса, который раньше носил название «Бульбаш-холл». Эти здания, как подтвердили представители общественности и госорганы, были возведены в охранной зоне Куропат, признанных памятником международного значения. Спустя больше чем полтора года заметных результатов исполнения предписания нет — здания не ликвидированы.
Несмотря ни на что, судья Мойсейчик не посчитал, что Генпрокуратура бездействует в этом вопросе.
«Ни для кого не секрет, — отметил в комментарии Винцук Вячорка, — что все решения — юридические, экономические, землеотведения, градостроительные, — связанные с землями, прилегающими к Минску, и в частности к кольцевой дороге, принимаются на очень высоком уровне.
Второй момент — это, безусловно, огромное политико-моральное значение самих Куропат, как «пепла Клааса», который стучит в сердце каждого, кто понимает, что коммунистический тоталитаризм не должен повториться. А для теперешней власти это большая проблема, потому что она строит свою преемственность именно с советской властью, советским режимом, с коммунистической символикой. И для них память о реальных сотнях тысяч репрессий — это нож острый. Вот почему, поскольку тема эта на острие таких серьезных интересов, очевидно, что решения принимаются очень высоко. Тем не менее мы идем по пути судебного оспаривания.
Нам уже удалось, впервые кстати, добиться суда в защиту Куропат — начался этот процесс, и теперь мы, инстанция за инстанцией, этот путь пройдем. Кстати, в том числе и для того, чтобы после обращаться в инстанции международные».