Только Беларусь и ее лидер отвечают предварительным требованиям к формату переговоров по урегулированию конфликта в восточной Украине, полагает украинский политолог.
Президент Петр Порошенко предложил провести в Беларуси «переговоры с участием всех заинтересованных сторон по разрешению украинского кризиса». Александр Лукашенко согласился с данным предложением. Более того, в минувшую пятницу он заявил о возможности встречи президентов России, Беларуси, Казахстана и Украины в ближайшей перспективе.
Насколько имеет значимость место переговоров и может ли Лукашенко выступить в роли миротворца? Какова доля самостоятельности официального Минска при обсуждении и принятии решений по украинской тематике?
Эти вопросы "Ежедневник" адресовал кандидату политических наук, ученому секретарю Института украинской политики Алексею Полторакову.
- В условиях сложного, затяжного и многоформатного конфликта на востоке Украины вопрос выбора места переговоров имеет особое значение. С одной стороны, оно должно быть равноудалено от сторон конфликта, с другой стороны – предварительно устраивать всех акторов-переговорщиков. Из всех соседей Украины только Беларусь и ее лидер – президент А. Лукашенко – в достаточно полной мере отвечают предварительным требованиям к формату переговоров, удовлетворяющим ключевых участников переговоров.
А. Лукашенко является с одной стороны – достаточно сильной политической фигурой, с другой – не является излишнее заангажированным и предубежденным. Более того, у него есть и определенная личная заинтересованность как в самих международных переговорах, так и в их результатах. И дело не только в том, что в 2015 г. состоятся президентские выборы, а медиаторство в переговорах для него – неслабый электоральный бонус. Каждая серьезная международная инициатива для Беларуси – это дополнительное окно во внешний мир, шаг по преодолению некоторой международной изоляции.
Будучи достаточно удаленным от сторон конфликта и ощущая те вызовы региональной безопасности, которые несет данный конфликт, А. Лукашенко как потенициальный переговорщик-медиатор вполне осознает производный груз ответственности, которую он берет. Как показывают действия белорусских дипломатов на международной арене (голосования в ООН и пр.), белорусский официальный политикум занял достаточно осторожную и взвешенную позицию по отношению к конфликту в стране-соседе, с которой достаточно тесно связывает отнюдь не только география.
Нет сомнения, что если А. Лукашенко явно станет на предвзятые позиции, будет откровенно тяготеть к одной из сторон переговоров – это негативно отразится как на самих переговорах, так и на их результатах, а значит – и на их производном признании «мировым сообществом» и международной дипломатической и политической оценке их организатора. Поэтому не стоит сомневаться, что в интересах А. Лукашенко и его переговорной команды – организовать и провести их «со знаком качества». О национальных интересах Беларуси, кои переговоры пусть косвенно, но затрагивают, - говорить тем более не приходится!