Возможно самое невероятное.
Игорь Олиневич читает в тюрьме про ГУЛАГ и увлеченно следит за украинскими событиями через все доступные ему средства массовой информации. Об этом редакции сайта charter97 рассказала мать Игоря, Валентина Олиневич.
— Он уже в новой колонии, в «Витьбе», где-то в июле перевели из карантина в отряд. Прислал пару писем, открытку… Пишет коротко, в основном, про бытовые дела. Конечно, в этой колонии, по сравнению с Новополоцкой, в окружении этих нефтяных гигантов, cовершенно другой воздух и совершенно другое ощущение. Там чуть ли ни каждый день были выбросы вредных веществ. Работники заводов хоть смену отработают — и уходят, а каково заключенным? Они там постоянно сидят и дышат ядовитыми газами. А ведь эта колония существует больше 50 лет… То, что ее расформировали — это в любом случае хорошо.
— Отличается ли контингент заключенных, с которыми он сидит?
— Да, Игорь пишет, что есть отличие, но менталитет тот же — тюрьма есть тюрьма. Говорит, что много известных имен, но лагерная роба всех уравнивает, и только тогда появляется истинный дух человека, когда нет ни власти, ни денег, ничего.
— Чем Игорь занимается, следит ли за событиями в мире?
— Без нескольких месяцев уже 4 года, как он сидит. Говорит, что много читает, наибольшая его страсть — это изучение ГУЛАГа. Он залпом прочитал все три тома «Архипелага ГУЛАГ» Солженицина, и говорит, что на воле он относился к этим вещам поверхностно, и цифры, которые приводил Солженицин, казались просто фантастическими. И вот, он прочел на одном дыхании эти три тома и все другие произведения, которые касаются ГУЛАГа. И теперь он говорит: «Когда многие термины обретают реальную оболочку, тогда считаешь не столько рамками, сколько душой». И, опять же, исходя из собственного опыта, он не может смотреть на эту тему безразлично. Он приходит к выводу, что не поняв истории, не понять и современности.
Все это время он следил с замиранием сердца за украинскими событиями. Он все это время выписывал газеты, еще у них там есть красные уголки, телевизоры. Имеющий глаза да видит, а имеющий ум так понимает и читает между строк. У него очень чуткое прозрачное восприятие и понимание… Он же инженер-электронщик, у него всегда мозги были. Он говорит: «Я думаю, мы становимся свидетелями новой исторической эпохи. Люди в массе перестали возмущаться лжи им же, общественный характер обмельчал неимоверно, поменялся и возможно самое невероятное».
— Как у него со здоровьем? Какое настроение?
— Настоящие мужчины редко жалуются. К сожалению или к радости, я даже не знаю. Все это время, сколько он сидит, он всегда говорил, что все в порядке. Я только задним числом узнавала о том, что в порядке, конечно же, не все. В частности, совсем недавно я узнала о том, что у него не все в порядке со спиной. Что-то не так с суставами, наверное. Радикулит или остеохондроз. Он даже попросил некоторые медикаменты выслать, но как это получится — неизвестно, потому что в каждой колонии свои режимы и свои правила.
Судя по письмам, у него спокойное и оптимистическое настроение. Хорошего, конечно, мало, когда политические сидят ни за что. Но по крайней мере, нам ничего не остается, кроме как их поддерживать.
Напомним, 27 мая 2011 года судья Заводского района Минска Жанна Хвойницкая осудила Игоря Олиневича на 8 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Сейчас он отбывает наказание в Новополоцкой колонии № 10, которая «славится» своими плохими условиями. Его, а также Николая Дедка и Александра Францкевича обвинили в организации шествия у здания Минобороны, нападении на казино «Шангри Ла» и изолятор на Окрестина, а также поджоге двери филиала «Беларусбанка».