Фактический провал модернизации Березовской ГРЭС вывел на новый уровень проблему самой модернизации в масштабах страны. Если прежде соответствующие провалы касались в основном второстепенных проектов типа деревообработки, то теперь проблема коснулась одного из энергетических гигантов.
Турбина крутится, но сядут все!
Устойчивое ощущение дежа-вю. Опять сорванный проект по модернизации. Опять разъяренный на публику президент. Опять китайские «связанные» кредиты. Опять неработающее импортное оборудование. Опять невнятно оправдывающиеся чиновники. Опять угрозы жестоко разобраться и всех посадить. Вот только на этот раз место действия – не третьеразрядная фабрика по деревообработке, а очень важный объект энергосистемы Беларуси – Березовская ГРЭС.
Березовская ГРЭС – одна из крупнейших электростанций Беларуси, обеспечивает также теплоснабжение промышленных предприятий и жилищно-коммунального сектора Белоозерска. В состав станции входит семь энергоблоков. Первый энергоблок введен в эксплуатацию в декабре 1961 года, седьмой – в марте 2014-го. Для повышения эффективности работы оборудования ГРЭС в 2003 году был реконструирован блок №4, в 2005-м – блок №3.
История это давняя, но вкратце выглядит так: по всем правительственным планам реконструкция энергоблока №5 должна была завершиться еще в 2010 году. Планировалось, что его мощность при этом вырастет с 160 до 240 МВт. Работы по модернизации выполняли белорусы и россияне – ранее другой энергоблок модернизировали китайцы, что позволило сравнить эффективность двух проектов.
Результат: после семи лет реконструкции максимальная энергоотдача энергоблока составляет 163 МВт, да и вообще непонятно, то ли он работает, то ли нет. По крайней мере, в промышленную эксплуатацию он не введен. За семь лет были потрачены десятки миллиардов рублей – и получено только три дополнительных мегаватта. По оценкам администрации президента, упущенная выгода от простоя Березовской ГРЭС приближается к $100 млн. Для сравнения: примерно столько поступит в бюджет от нового транспортного налога.
На фоне такой картины гнев президента легко понять. Прибыв в четверг в Белоозерск, посещая злополучную ГРЭС, Александр Лукашенко разразился гневной тирадой в хорошо знакомом белорусам стиле. «Уголовное дело, если оно возбуждено, активизировать до предела! Там сейчас нужно сажать повыше, стрелочники не нужны! Поэтому все, кто к этому причастен, – всех туда, – изволил гневаться глава государства. – Если вы блок запустили для того, чтобы показать мне, что он работает, вертится, и он остановится, неважно по каким причинам, в течение ближайшего времени или вообще остановится – пеняйте на себя! Вы мне это уже ничем не объясните! Потому что я знаю все хитросплетения, которые предпринимались накануне. Я ведь сюда давно планировал приехать. Ну, а что ехать, если вы ничего не сделали? И вы только 3-5 дней тому назад с какого-то 25-го раза смогли запустить этот блок, эту турбину. … Как будто вы возьмете за руку президента и поведете, куда вы захотите. Я же пойду туда, куда мне нужно. Другие рассуждали: давайте запустим и покажем. У меня есть специалисты, которые придут, посмотрят, как вы запустите, а потом доложат, как вы остановили ее. И так было несколько раз: запустили – подшипник, запустили – с маслом что-то случилось. Поэтому я у вас спрашиваю: вы устранили все недостатки?».
Чиновники Минэнерго и руководители электростанции, сопровождавшие президента, поспешили заверить его, что турбина будет работать и выйдет на номинальную загрузку. Но Лукашенко так просто не успокоился. Позже, общаясь с трудовым коллективом Березовской ГРЭС, Александр Лукашенко рассказал – скорее, для телекамер, – ряд подробностей всей этой истории. И угроз тоже, разумеется.
«Я приехал для того, чтобы проконтролировать, как выполнено мое поручение и почему здесь начали сажать людей за модернизацию пятого энергоблока. Что удивительно: модернизировали два блока, но по-разному. Построили китайцы блок – сдали, руки пожали, вопросов, говорят, нет. Россияне с вами вместе здесь модернизировали – куча проблем, – цитирует Лукашенко БелТА. – К китайцам вопросов нет, проблем с ними нет – они прислали своих специалистов к приезду президента. А представителей российской стороны здесь нет. … Уголовное дело, которое возбуждено и вдруг по непонятным причинам кто-то начал его прятать или оно начало затухать, с сегодняшнего дня будет возобновлено по самым серьезным стандартам. Мы на всю катушку спросим. Это для того, чтобы считали государственные деньги. Потому что все затраты ложатся тяжелейшим бременем на население, в большей степени на реальный сектор экономики, это увеличение стоимости электроэнергии. … Спрос будет железобетонный за это и никому пощады не будет. Прежде всего, руководство по вертикали, начиная с предприятия, бывшие, не бывшие – всех найдем, и заканчивая правительством».
Замечу, что похожая ситуация складывается и на Гродненской ТЭЦ-2, и на Мозырской ТЭЦ. Рискну предположить, что теперь директора предприятий по всей Беларуси будут шарахаться от проектов по модернизации как черт от ладана – слушком уж часто они заканчиваются для самих директоров президентским гневом и уголовными делами.
Старая история
На самом деле эта история тянется уже давно. Первое уголовное дело по статье «Служебная халатность» в отношении должностных лиц «Белэнерго» и «Белэнергоснабкомплекта» было возбуждено в апреле 2013 года. Им вменялось превышение служебных полномочий из личной заинтересованности при организации закупок оборудования для Березовской ГРЭС. Однако то дело уже расследовано и рассмотрено судом.
Тогда Следственный комитет Беларуси выяснил, что «ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей привело к заключению договора на поставку оборудования с компанией, которая ранее паротурбинные установки заявленных параметров не производила и по своим финансово-экономическим показателям не могла гарантировать исполнение договорных обязательств в установленные сроки».
За провалы в управлении энергетической отраслью 18 апреля 2013 года был уволен гендиректор «Белэнерго» Алексей Ширма. В свою очередь, Александр Озерец был освобожден от должности министра энергетики Беларуси за провалы в управлении энергетической отраслью. Вслед за ним был отстранен первый заместитель министра энергетики Эдуард Товпенец.
За два дня до этого Лукашенко выступил с жесткой критикой деятельности Минэнерго, заявив, что белорусские энергетики «создали собственное государство в государстве, некую свою независимую организацию с элементами мафии и банды». В самом деле, многие элементы структуры энергетического ведомства выглядели, по меньшей мере, странно. «У Минэнерго два самостоятельных крупных объединения в подчинении – "Белэнерго" и "Белтопгаз". Чем занимается министерство? Откатами? Мешают работать? Зачем нам вообще такое министерство? Тоже вопрос», – сказал тогда Лукашенко.
Считаем электричество
Постоянные проблемы с модернизацией белорусских электростанций – одна из причин завышенных цен на электроэнергию в Беларуси. Еще в прошлом году Комитет госконтроля признавал, что в нашей стране – одни из самых высоких тарифов на электроэнергию в мире. Тариф на электроэнергию для промышленных потребителей в Беларуси выше чем у соседей, в частности, в Латвии он составляет 12 центов за кВт/ч, в Польше – 10, в России – 9, в Беларуси – 14.
А с 1 сентября нынешнего года цена электроэнергии для домашних хозяйств составит более 8 центов. Цена импортируемой электроэнергии в этом году составляет 5,9 центов за 1 кВт/ч. Цена импортного (российского) газа для Беларуси $170 за 1000м3, а население с 1 сентября будет платить за него $207. При этом, однако, правительство постоянно говорит о том, что оно субсидирует население.
Однако чиновники рапортуют президенту о том, что им удается достигать неплохих показателей экономии даже на устаревшем оборудовании. По словам министра энергетики Владимира Потупчика, в результате модернизации Белорусской энергетической системы экономия газа составила 2,058 млрд куб.м, что эквивалентно экономии $650 млн. По его словам, принятые меры позволяют с 2015 года ежегодно экономить 1,130 млрд куб.м газа, что эквивалентно $260 млн. При этом Беларуси стало выгодней производить электричество, чем импортировать его.
Также Владимир Потупчик отметил, что при цене на газ в 1,7 раза выше, чем в России, в Беларуси имеется одинаковая себестоимость по выработке электрической и тепловой энергии. В то же время тарифы для реального сектора экономики в Беларуси выше. По словам министра, такая ситуация складывается из-за перекрестного субсидирования, в рамках которого тарифы для населения в пять раз ниже, чем в России. Министр обратил внимание на тот факт, что в 2014 году в стране впервые за всю историю пошли на снижение тарифов для реального сектора экономики. В текущем году объем перекрестного субсидирования уменьшился на $250 млн.