В преддверии каждых президентских выборов Александр Лукашенко традиционно поднимает тему коррупции, которая помогла ему придти к власти еще в 1994 году. И теперь, за год до следующих президентских выборов, в Беларуси вновь активизировалась антикоррупционная риторика. 11 августа при принятии ряда кадровых решений Лукашенко анонсировал проект нового закона по борьбе с коррупцией. Вскоре он был опубликован для общественного обсуждения, в качестве автора законопроекта указана Генеральная прокуратура. Принять закон «О борьбе с коррупцией» предполагается на осенней сессии Палаты представителей.
Между тем, обстановку с коррупцией в Беларуси трудно назвать напряженной. По официальным данным, в 2013 году в стране было зарегистрировано 2301 коррупционное преступление, а за первый квартал текущего года – более 550 коррупционных преступлений. По итогам 2013 года Беларусь заняла 123-е место среди 177 стран в рейтинге восприятия коррупции, составленном авторитетной международной организацией Transparency International. Рейтинг соседей: Польша (38), Литва (43), Латвия (49), Россия (127), Украина (144). Однако ситуация ухудшается: в 2004 году Беларусь в этом рейтинге находилась на 74-м месте.
Если предложенный закон будет принят (а особых сомнений в этом нет), то чиновник, дискредитировавший себя, в дальнейшем не сможет занимать ответственный пост – в том числе и в коммерческих структурах, не связанных с государством. Кроме того, после принятия закона белорусский госслужащий, идя на преступление, будет рисковать и своей пенсией.
Дмитрий Костюкевич, и. о. начальника управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью генпрокуратуры Беларуси, так прокомментировал законопроект: «Мы взяли из международного опыта то, что можно взять применительно к нашему законодательству. Достаточно революционная, по нашему мнению, заложена позиция в проект закона об изъятии имущества, приобретенного за коррупционные доходы».
Однако независимые эксперты по-разному оценивают нынешний законопроект. Так, глава Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько в интервью «Интерфаксу» высказал уверенность в том, что законопроект «О борьбе с коррупцией» станет одним из инструментов во время президентской кампании. «Я уверен, что это напрямую связано с предстоящей президентской кампанией и вотумом недоверия населения к чиновникам. Я полагаю, что Лукашенко хочет дистанцироваться от плохих и непопулярных чиновников, – сказал Лебедько. – Во вторых, это связано с украинскими событиями. Лукашенко хочет дистанцироваться от Януковича и тех печальных результатов, которые экс-президент Украины имел. А это было напрямую связано с темой коррупции».
Как считает Анатолий Лебедько, ближе к президентским выборам стоит ожидать появления громких «коррупционных» дел. «Конечно, здесь будет некий дискомфорт для чиновников, потому что если есть кампания по борьбе с коррупцией, то одними словами здесь не обойдется. Вот сейчас будет запущена "русская рулетка", и должен быть список "жертвенных баранов". Список жертв. И они должны быть из разных частей номенклатуры – из судейского корпуса, из силовых структур, из депутатов, – говорит лидер ОГП. – Это будут достаточно крупные чиновники. Ведь нужно убедить народ, что власть намерена серьезно бороться с коррупцией. Словами здесь не обойтись - придется жертвовать своими людьми. Я уверен, что уже составлен список и мы будем иметь еще не одно громкое разоблачение».
По оценке некоторых экспертов – таких, например, как руководитель «Центра Мизеса» Ярослав Романчук, – проект закона «О борьбе с коррупцией» делит все органы госуправления и госслужащих на две неравные группы: президент плюс те, кто пользуется его непосредственным покровительством, и все остальные. Отсылочные нормы к решениям президента позволяют ему смоделировать особый режим для отдельных предприятий, организаций или секторов.
Например, в главе «Предупреждение коррупции» говорится: «Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь». И далее по тексту: «Метод и порядок распределения квоты на внешнюю торговлю товарами определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь».
Как следует из законопроекта, ежегодно декларировать доходы и имущество должны будут не только должностные лица, занимающие ответственное положение, и лица, поступившие на госслужбу путем избрания, но и совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство их супруг (супруга), дети и близкие родственники. Если в ходе проверки деклараций установлено явное превышение стоимости имущества и иных расходов за период, когда должностные лица занимали соответствующие посты, над доходами, которые получены из законных источников, в таком случае имущество может быть по иску прокурора безвозмездно изъято или взыскано по решению суда в доход государства.
Как считает экс-председатель Верховного Совета Беларуси, генерал-лейтенант милиции в отставке Мечислав Гриб, такой подход не соответствует прописанной в Конституции Беларуси презумпции невиновности. Да и в целом очередное переписывание законов без переформатирования власти не приведет к снижению коррупционных преступлений, убежден он.
Здесь возникают и другие вопросы. Как, например, будет расцениваться трудоустройство родственников высокопоставленных чиновников на должность, уровень оплаты по которой очевидно превышает средний по рынку труда? Что делать с трудоустройством близких родственников чиновников, которые по своему статусу связаны с принятием важных решений, в иностранные коммерческие и некоммерческие организации? А как быть в банальной ситуации сожительства (так называемый гражданский брак), которое не признается белорусскким законодательством? Получается, что все ограничения, касающиеся предпринимательской деятельности супругов чиновников, могут легко обходиться путем простого расторжения официального барка с сохранением брачных отношений де-факто. А как быть с содействием бизнес-интересам любовников/любовниц чиновников?
«Это одна из любимых тем Александра Лукашенко – именно под антикоррупционными лозунгами и пришел он в свое время к президентскому креслу, – цитирует «ЕвроБеларусь» юриста и правозащитника Игоря Рынкевича. – Тем не менее, декларирование доходов чиновников и их имущества – это вполне нормальная мера контроля, применяемая во многих странах мира. Но что будет с такой новацией в белорусской действительности – это уже другой вопрос, учитывая белорусское понимание «верховенства закона». Думаю, что эта мера будет с пристрастием распространяться на нелояльных, вышедших из доверия чиновников, а тех, кто, как говорится, воровал поездами, но остался до поры, до времени в обойме – будут держать на коротком поводке, но без печальных последствий для их благосостояния».
Напоследок замечу, что общественное обсуждение законопроекта «О борьбе с коррупцией» идет на фоне целой серии громких и, можно сказать, демонстративных коррупционных дел. Так, несколько дней назад верхняя палата белорусского парламента лишила неприкосновенности сенатора Анну Шарейко, после чего она была задержана. Анна Шарейко, которая руководила «образцовым» ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», совершенно неожиданно стала фигурантом уголовного дела. Как заявили в Следственном комитете, «в настоящее время следователями получены доказательства причастности руководителя указанного предприятия к совершению преступления, предусмотренного ч.3 ст.424 (Злоупотребление служебными полномочиями) Уголовного кодекса Беларуси».
Причем Анна Шарейко стала вторым сенатором, лишенным неприкосновенности и задержанным по коррупционному делу. Месяц назад то же самое произошло с сенатором Виталием Костогоровым, известным могилевским бизнесменом.
Кроме того, на минувшей неделе Александр Лукашенко лично поручил активизировать расследование уголовного дела по Березовской ГРЭС. Посещая реконструируемую электростанцию, глава Беларуси заявил перед телекамерами: «Мы на всю катушку спросим с чиновников. Это для того, чтобы считали государственные деньги. Потому что все затраты ложатся тяжелейшим бременем на население, в большей степени на реальный сектор экономики».