Арестованная член Совета Республики Анна Шарейко считает, что стала жертвой "заказа" конкурентов ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика", который исполнил Комитета государственного контроля.
Дело сенатора и директора ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" Анны Шарейко очень скоро может приобрести новый, совершенно неожиданный оборот. Как удалось узнать "Ежедневнику", арестованная член Совета республики представила кому надо свои возражения и видение того, что сейчас происходит на рынке бройлеров и кому и почему было выгодно отправить ее в тюрьму. При этом в возражениях дается очень четкий посыл на конкурентов фабрики и на Комитет государственного контроля.
Случайно или нет, но буквально же через день был освобожден от занимаемой должности председатель КГК Александр Якобсон. Официально он переведен на другую работу, неофициально - просто устранен из сфер влияния на дело Шарейко, чтобы Следственный комитет имел возможность обстоятельно во всем разобраться.
Как рассказали "Ежедневнику" в Следственном комитете, несмотря на арест Анны Шарейко, пока перспективы уголовного дела выглядят очень туманными. С одной стороны акт КГК по результатам проверки ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" ясно указывает на лоббирование интересов иностранной коммерческой компании. Но если посмотреть с другой точки зрения на всю ситуацию, то она начинает очень дурно пахнуть, особенно с учетом того, что у ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" имеются свои веские возражения, а само дело, судя по всему, было инициировано достаточно интересными людьми. Впрочем, обо всем по порядку.
Камень преткновения опять закупки
В настоящее время основу уголовного дела сенатора Шарейко составляет акт проверки ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" от 15 мая текущего года. Именно на основании этого акта и был сделан вывод о том, что действиями Шарейко предприятию был причинен ущерб в размере 4 млрд рублей. Весь сыр бор разгорелся вокруг выбора поставщика кормов, вернее добавок к нему для бройлеров. Речь идет о витамино-минеральных добавках к комбикорму, или так называемых премиксах, которые позволяют бройлерам быстро наращивать массу.
Если верить КГК, то в ходе выбора поставщика Анна Шарейко издала в 2009 году приказ №44 "О некоторых вопросах проведения и оформления процедур закурок", по основании которого комиссией предприятия был, мягко говоря, устранен от процедуры закупок крупный отечественный производитель комбикормов ОАО "Экомол", а договор заключен с ООО "Русском-Р", которое является представителем ООО "Рижский комбикормовый завод".
В вину Анны Шарейко ставится то, что цена комбикормов и премиксов рижского производителя, которые закупались к тому через представителя, то есть через посредническое звено, была значительно выше, чем у белорусского представителя. Разница за несколько лет поставок составила те самые 4 млрд рублей.
Кроме того, сенатору Анне Шарейко, как генеральному директору ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика", ставится вину и то, что премиксы у рижского производителя закупались в нарушение технического регламента, то есть, не соответствовали необходимым требованиям.
Обратная сторона медали
На первый взгляд дело кажется достаточно простым и, можно даже сказать, обыденным. Подобных фактов, когда закупки производятся по более дорогой цене, на белорусских предприятиях очень много. Однако на самом деле все не так просто. Некоторые контрдоводы Шарейко заставляют задуматься о подоплеке этого скандального дела. Правда, есть такие доводы, которые вызывают лишь улыбку от неумелого оправдания.
Так, например, по версии сенатора, ее приказ №44 носил лишь рекомендательный характер и вовсе не был обязательным для исполнения членами комиссии. Последние кстати, сейчас также арестованы.
Однако в самом приказе нигде не сказано, что он носит рекомендательный, а не обязательный характер. По утверждению Шарейко, рекомендательный характер приказу №44 она придала в том же 2009 году... устным приказом. Верится, конечно, в это с трудом, но обвиняемая утверждает, что рекомендательный характер приказа подтверждает тот факт, что он постоянно нарушался, когда это требовала конъюнктура рынка. Правда, делалось это опять же с ведома директора.
Какой характер носил приказ, впрочем, в данной ситуации не столь важно. Ведь основу квалификации действий Шарейко составляет насчитанный материальный ущерб, который, по мнению КГК, был причинен предприятию. Но тут у обвиняемой также есть свои возражения и уже более основательные.
По словам сенатора, ОАО "Экомол" представило в 2013 году предложение, которое не соответствовало требованию по условию доставки. Иными словами, белорусское предприятие не включило в цену доставку и поэтому было дешевле других предложений. Кроме того, как утверждает Шарейко, ОАО "Экомол" само аннулировало свое предложение.
Неправильным сенатор считает и то, как КГК сравнил предложения ООО "Русском-Р" и ОАО "Экомол". По словам Шарейко, предложения поставщиков премиксов оценивалось не по цене за тонну, а то тому, какой процент в них содержится протеина, который является основным компонентом, необходимым для быстрого роста бройлеров. По утверждению обвиняемой, в премиксах было ОАО "Экомол" протеина было меньше, за счет чего и обеспечивалась низкая цена. Однако для предприятия это означало, что к закупленным кормам пришлось бы докупать дополнительные протеиновые добавки, что в конечном итоге увеличило бы расходы на кормление птиц. Именно исходя из этих соображений ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" заключило договор с ООО "Русском-Р".
Как утверждает Шарейко, этими действиями не только не было причинено предприятию ущерба, а напротив, были сэкономлены значительные средства.
Что касается технического регламента, то он на момент заключения договора с ООО "Русском-Р" просто еще не действовал, говорит Анна Шарейко. При этом все, все везенные партии премиксов имели необходимые разрешения.
Подводные течения
Не преминула Анна Шарейко упомянуть в своих показаниях и о подводных течения всего этого коррупционного скандала, из-за чего он не очень приятно пахнет. Дело в том, что ОАО "Экомол" частная входит в состав группы "Серволюкс", которой владеет один из самых влиятельных белорусских бизнесменов Евгений Баскин. В группу "Серволюкс", входят также такие бывшие госпредприятия как Могилевская бройлерная фабрика, Смолевичская бройлерная фабрика, Краснознаменский комбикормовый завод. Иными словами, как указывает Шарейко, ОАО "Витебская бройлерная птицефабрика" является основным конкурентом бизнесу "Серволюкса", который сегодня производит около 25% мяса бройлеров в Беларуси.
По словам сенатора, даже исходя только из этих данных, закупка кормов " в целях экономической безопасности предприятия и обостренной конкурентной ситуации на рынке мяса птицы" закупка дорогостоящих премиксов у ОАО "Экомол" также была нецелесообразна.
Пока сложно сказать. какие стороны в этом скандале правы, а которые, напротив, используют ситуацию в своих интересах. Возможно, Следственный комитет сможет в этом разобраться.