Белорусы не верят в то, что деньги заберут у милиции и отдадут детям.
Лукашенко очередной раз пообещал улучшить демографию и поддержать многодетные семьи. А как на самом деле живется многодетным семьям в Беларуси? Чем реально помогает государство и появятся ли обещанные выплаты по $10.000 за ребенка? Об этом редакция сайта charter97.org поговорила с матерью четырех маленьких детей в возрасте от двух до десяти лет Еленой.
— У вас четверо маленьких детей. Чем вам реально помогает государство?
— Учитывая экономическую ситуацию в нашей стране, многого ожидать не приходится. Рассчитывать на то, что диктатура перераспределит бюджет с ментов в пользу многодетных — это нереально. Но тем не менее, наше государство делает какие-то шаги в поддержку многодетных. Например, 50% скидки на школьные учебники, а также скидка на питание в детских садах — это, на самом деле, немало. Если бы многодетных стало больше, нагрузка на государство и на систему образования в этом смысле бы выросла.
— Оказывают ли вам поддержку внешкольные детские организации, пользуетесь ли вы их льготами?
— Очень приятно, что некоторые частные кружки дают семейные скидки многодетным в случае, когда несколько детей ходят на занятия вместе. Мы ходим в арт-группу «Белорусы», в детский центр — и там нам дают очень серьезную скидку, потому что мы водим туда троих детей. Также очень приятно, что художественные и музыкальные школы для детей из многодетных семей бесплатные. Это позволяет детей забрать с улицы, как это раньше было, и очень хорошо, что это сохранилось. То есть не все плохо.
— В нашей стране до сих пор думают о многодетных семьях как о семьях с низким достатком, раз вопрос о поддержке многодетных стоит так остро.
— Да, люди думают в первую очередь о многодетных семьях как о бедных семьях, но это не верно. Но хотелось бы, чтобы такой негативный имидж многодетных семей в обществе менялся. Ведь в Беларуси нет проблемы сделать аборт. Аборты у нас легализованы. Первая фраза, которую слышит женщина, пришедшая к гинекологу в женскую консультацию: «А рожать будете?». Поэтому я думаю большинство многодетных идут на этот шаг осознанно и не надеются таким образом слишком уж «подоить» государство. Да, некоторым везет на бесплатное жилье, если уже вообще детей много и негде жить. В этом случае государство дает субсидию на те метры, которых не хватает. И эта программа тоже очень положительная, жаль только, что теперь ее пересматривают с целью урезать эти нормативные метры. Так, теперь меньшее количество семей сможет воспользоваться этими жилищными льготами.
— Как вы считаете, по силам ли государственной политике улучшить демографическую ситуацию в Беларуси?
— Любой шаг, который делает государство — это все будет на пользу скорее существующим многодетным семьям, и это не поднимет демографию. Ведь многодетность — она либо в семейной традиции, либо это внутренняя потребность человека. Она мало зависит от экономики. Тут не все так однозначно. Сделайте зарплату в $10.000 — многодетных резко много не станет. Может, кто-то подумает идти на аборт или не идти, но в принципе сознательно заводит ребенка тот, кто хочет иметь ребенка, а не тот, кто имеет для этого какие-то сверхвозможности. Такое мое личное мнение.
— Чего вам лично не хватает как многодетной матери?
— Конечно, денег, но их не хватает всем и всегда. Но еще мне не хватает свободы. Чем больше у меня детей, тем больше я думаю про это, тем больше я хочу, чтобы они росли свободными людьми. Тем более, я с разных сторон наблюдаю за нашей школьной системой образования и обращаю внимание на то, что в ней не способствует воспитанию свободного человека — меня скорее напрягает вот это. То, что перед судом мы все равны, и того же Добротвора, многодетного отца, забирают на суд глазом не моргнув — это правильно. Только вот закон должен быть законом, а не средством контроля.
— Как вы думаете, дождутся ли белорусские матери обещанных выплат по $10.000 за каждого ребенка?
— Я думаю, что это часть его имиджа и популизм, а реальных оснований для этого нет. И, в принципе, я не заинтересована, чтобы в мою пользу ограбили бедные слои бюджетников, или возложили непосильное давление на предпринимателей для того, чтобы мне сделали какую-то разовую выплату. В принципе, $10.000 — это немного. На это новую машину уже особо и не купишь. Поэтому не стоит ожидать, что такой дисбаланс будет создан, и он не пойдет никому на пользу.