Наша страна продолжает применять давние контрабандные схемы, утверждают независимые эксперты. По мнению аналитиков, подобный бизнес не может процветать без поддержки государственных институтов.
Буквально через несколько дней после введения российского эмбарго на сельхозпродукцию из ЕС, 18 августа глава Российской Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Сергей Данкверт заявил о попытке реэкспорта запрещенных европейских овощей и фруктов через Беларусь, написала Deutsche Welle.
Если нельзя, но очень хочется, то можно
"Беларусь продолжает применять давние контрабандные схемы, судя по тому, что сразу после введения РФ эмбарго, проверяющие из Роспотребнадзора зафиксировали партии импортного продовольствия без фитосанитарных документов и указания страны происхождения", – считает глава научно-исследовательского Центра Мизеса белорусский экономист Ярослав Романчук.
Опыта по части контрабанды, по его мнению, у белорусов достаточно. Не зря в Беларуси популярна шутка: "Дайте мне метр границы, и я стану богатым". Нелегальной перевозкой товаров через границу заняты и "муравьи" — частники, и фирмы, контролируемые государством. Романчук напомнил DW о громких скандалах, когда Беларусь долгое время беспошлинно ввозила в Россию сахар из импортного сахарного тростника под видом свекловичного, а, например, в ЕС переправляла бензин из российской нефти по документам "разбавителей-растворителей" не уплатив в бюджет России 1,5 миллиарда долларов экспортных пошлин.
Причем, белорусская сторона всякий раз настаивала на своей правоте, обвиняя россиян в надуманности претензий. Так было и на следующий день после того, как Россельхознадзор выявил факты реэкспорта запрещенной продукции из ЕС — официальный Минск заявил, что никаких нарушений не было и пообещал "не допустить проникновения на российский рынок товаров, попавших под санкции".
Единожды солгавши…
Но заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики российской Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Суздальцев уверен, что Беларусь не упустит случая заработать на российском эмбарго. Он вспоминает контрабандные потоки через белорусскую территорию в 90-х годах, когда под прикрытием созданных там фонда Эсамбаева и фирмы "Торгэкспорт" из Европы без уплаты таможенных пошлин перевозились спиртные напитки, сигареты, куриные окорочка.
А Ярослав Романчук заметил, что в те годы самым ходовым товаром, пользовавшимся спросом у россиян, была битая импортная плитка. Секрет в том, что ввозная пошлина на нее была всего 2 процента от цены. Под "плиточные" документы через Беларусь в Россию транзитом поставлялась бытовая электроника и дорогостоящая импортная мебель. Так продолжалось до тех пор, пока в 1998 году российская сторона не ввела таможенный контроль.
Проблемы контрабандных поставок не исчезли и после того, как с 1 июля 2010 года появилась единая российско-белорусская таможенная зона, говорит Андрей Суздальцев. В числе других экспертов он готовил документы в рамках интеграционного проекта Беларуси и Казахстана — Таможенного союза (ТС).
По его словам, белорусская сторона категорически протестовала против предложения россиян о совместном таможенном контроле по периметру всей границы ТС и не желала подписывать никаких документов на таких условиях. "Но как только было отменено декларирование товаров во взаимной торговле, и Россия отдала под контроль союзников границы Таможенного союза, контрабандный бизнес белорусов развернулся с новой силой", — говорит Суздальцев.
Контрабанда фурами
Российский эксперт утверждает, что России известны все действующие примеры серых схем. Например, сначала на белорусскую территорию ввозится беспошлинный табак, а затем дешевые сигареты из Беларуси продаются россиянам. В приграничные с Беларусью Псковскую, Смоленскую и Брянскую области фурами везут контрабандные импортные цветы. Периодически возникают скандалы из-за того, что белорусы выдают польские яблоки, мясо, китайское сухое молоко за свою продукцию.
Россельхознадзор неоднократно сообщал о таких случаях. А российская Федеральная таможенная служба, подводя итоги первых двух лет работы ТС, отмечала, что половина товарооборота внутри интеграционного объединения проходит "в тени". По мнению Суздальцева, контрабанда может свести к нулю и введенное 6 августа российское эмбарго на европейское продовольствие, а производители РФ понесут убытки.
"Танго танцуют вдвоем "
"Когда внутренняя граница между странами ТС отсутствует, серые схемы будут работать и далее", — говорит Ярослав Романчук. Как танго танцуют вдвоем, так и контрабанда была бы невозможной, если бы ею не занимались обе стороны, "причем те службы, которые должны были бы контролировать порядок", считает эксперт.
Ярослав Романчук назвал несколько наиболее ходовых схем, которые могут использовать контрабандисты. Самая распространенная — когда обычная расфасовка импортной продукции позволяет именить таможенный код товара, что дает основание считать продукт белорусским, а не польским или немецким.
Одним из способов является также подмена документов на продукцию, которая якобы привезена не из ЕС, а из страны, которую не затронули санкции. Контрабандой же в чистом виде эксперт называет схему, при которой на европейский товар делается двойной комплект документов, ставятся штампы о том, что он прошел таможенную очистку в Беларуси, а принимающая российская таможня "может закрыть на это глаза за определенную мзду".
Чужие здесь не ходят
По словам Романчука, для усиленного прикрытия контрабанды на территории Беларуси могут также создаваться временные предприятия, на которые под заказ будет ввозиться нужный товар. А Андрей Суздальцев сообщил, что только за минувшую неделю в Беларуси были созданы более десятка совместных предприятий, занимающихся импортом продовольствия.
Оба эксперта считают, что рынок импортных закупок в Беларуси давно поделен приближенными к высшей власти крупными бизнесменами, и новых игроков в эту выгодную нишу никто не пустит. "Так что вновь созданные предприятия будут работать под крылышком белорусского государства", — считает Суздальцев. Такое понятие как честная конкуренция отступает, когда серые схемы сулят скорые миллионные прибыли.