После глобальной реконструкции самый знаменитый памятник Беларуси может ждать уничтожение или возрождение. Кто решает судьбу Брестской крепости и зачем вообще понадобилось в ней что-то менять?
Брестскую крепость собрались реконструировать и “развивать”. Каким путем это будет реализовано, сейчас решает специальная рабочая группа. В нее входят представители государственной власти и госорганизаций, а возглавляет председатель Брестского облисполкома.
В частности, рабочая группа рассматривает проект, предложенный Фондом развития Брестской крепости. Фонд – это организация, созданная в Бресте бизнесменом и меценатом Владимиром Микуликом, в ее состав входят местные и зарубежные эксперты, а также общественные деятели. Под руководством специалистов мирового уровня была разработана концепция сохранения и развития Брестской крепости.
Зачем что-то менять в крепости?
Большинству из нас известно, что в крепости героически сражался гарнизон Советской Армии, застигнутый врасплох первым днем войны. Сейчас в цитадели в честь подвига сражавшихся установлен монумент «Мужество». Дань памяти отдана - казалось бы, зачем сюда вмешиваться и еще что-то менять?
К сожалению, мало кто из белорусов понимает, что Брестская крепость не ограничивается мемориалом с памятниками, а ее история начинается задолго до Второй мировой.
Крепость – это огромная территория, равная целому городскому району (285 га): кроме центральной цитадели, она включает в себя комплекс оборонительных сооружений, обрамленных сетью земляных валов.
Построена она была еще в XIX веке российским императором – по последним достижениям инженерной мысли своего времени. И еще более впечатляющий факт: именно здесь, на территории крепости, вплоть до XIX века располагался город Брест. Для строительства оборонительных сооружений его разрушили, жителей переселили на новое место, которое стало новым городом. Под крепостными строениями и пластами земли нынче покоятся фундаменты старинных брестских домов, церквей, ратуши.
Вот какое сложное переплетение исторических и культурных пластов являет собой Брестская крепость, вот какое громадное значение она имеет для жителей города, да и, пожалуй, для всего восточноевропейского региона.
Сокровища в сорняках
Сегодня Крепость являет собой огромные просторы, поросшие сорняком, с разбросанными по ним разрушающимися строениями. Эксперты подсчитали, что лишь крохотная доля «крепостного» богатства сегодня ухожена, посещается туристами или как-то используется. 75% объектов заброшено, а 14% из них находятся в аварийном состоянии и могут быть навсегда утеряны в самой ближайшей перспективе.
Кроме того, Крепость занимает огромную часть городской территории на западной окраине Бреста. Она отрезана от центра города промышленными объектами, невзрачной застройкой и просто пустырями.
Российский бизнесмен на защите Крепости
О том, что город, не используя наследие Крепости, теряет огромный ресурс, власти задумались еще несколько лет назад. Они решили оживить объект и привлечь сюда туристов. Начал разрабатываться план, который предполагал строительство на территории новых туристических и культурных объектов.
Однако этот план вызвал шквал негодования неравнодушных горожан и общественных активистов. Люди боялись, что на священном месте построят казино, и оно станет зоной непотребных развлечений.
Тогда в дело вмешался Владимир Микулик – крупный российский бизнесмен в нефтегазовой сфере, который решил часть своих денег пустить во благо родного города. Он предложил градоначальникам не торопиться и пообещал профинансировать создание альтернативного проекта с помощью специалистов мирового уровня и общественности.
План от международных экспертов
Впервые в истории Бреста проект развития городской территории разрабатывался так тщательно и на таком высоком уровне. Над ним работали около 300 специалистов на протяжении года. Ученые-историки изучали крепостные объекты и архивные документы, архитекторы разрабатывали планы застройки прилегающей территории, координаторы проводили общественные обсуждения. Собственно разработкой всей концепции руководил профессор Венского университета, музейный проектировщик Дитер Богнер. Он является соавтором известного музейного квартала в Вене, а также многих музеев в разных городах Европы.
Замдиректора по проектам Фонда развития Брестской крепости Алина Деревянко рассказала «Ежедневнику» о предложенном профессором решении. На территории Крепости решено ничего нового не строить. Для культурных нужд стоит всего лишь отреставрировать или законсервировать уже существующие постройки – так они будут спасены от окончательного разрушения и послужат городу. Строительство туристической инфраструктуры – гостиницу с ресторанами и информационный центр - предложено вынести на прилегающие к объекту территории.
На крепостной территории будут оживлены две забытые эпохи: история имперской фортификации, а также история средневекового города. Будет развиваться и зона, посвященная памяти о Великой отечественной.
В крепости появится современный музей фортификации под открытым небом, маршруты с ретроспективными изображениями средневекового города, археологический парк и даже аэростат, который будет поднимать туристов на высоту в 120 метров. Развитие объекта позволит привлечь более миллиона туристов в год.
***
Пока мы ждем решения городских чиновников: получит ли проект право на жизнь либо подвергнется переработке. Подробнее о том, во что может превратиться территория нынешней Брестской крепости к 2019 году, «Ежедневник» расскажет в своем следующем репортаже.