Сенсационное определение вынес Верховный суд 28 августа.
К радости людей, которые оказались под катком правоохранительной системы, и, очевидно, к разочарованию отдельных представителей этой системы, стремившихся любой ценой добиться результата в борьбе с коррупцией там, где ее не было, пишут «Белорусские новости».
На обывательском уровне произошедшее сегодня в суде можно прокомментировать емким – «дело развалилось». Председательствующий в заседании судья Верховного суда Владимир Давыдов использовал исключительно сухой язык юристов. А потому все сказанное им звучало так:
«Рассмотрев дело, и обсудив кассационную и частную жалобы, судебная коллегия Верховного суда определила: приговор судебной коллеги Минского городского суда от 1 апреля 2014 года в отношении Семена Николаевича Иокши и Владимира Михайловича Чигрина отменить и производство по делу прекратить за недоказанностью их участия в совершении преступления. Меру пресечения заключение под стражу отменить и из-под стражи их освободить».
54-летний Иокша и 70-летний Чигрин с мая 2006 года были фигурантами на тот момент чуть ли не самого громкого уголовного дела, как выражаются прокуроры, коррупционной направленности. Еще бы! Представители правоохранительных органов в интервью журналистам всегда особо подчеркивали: это, мол, была самая большая в Беларуси взятка – полмиллиона долларов.
Итак, 4 мая 2006-го в Минске были арестованы гендиректор ОАО «Беллегпромпроект» Семен Иокша, директор КУП «УКС администрации Ленинского района Минска» Владимир Чигрин и замдиректора по строительству ОАО «Беллегпромпроект» Николай Толкач. Последний фигурант до приговора не дожил. В СИЗО на Володарке у мужчины развился рак и он умер.
По версии следствия, которое проводила Генеральная прокуратура, Иокша якобы обвинялся в том, что «убеждал» представителей российской инвестиционной компании «Орловские металлы» в необходимости передачи взятки в сумме 500 тысяч долларов «должностным лицам исполнительных органов власти за выигрыш тендера, проводимого среди строительных компаний, по проектированию и строительству жилых домов в Минске».
Россияне тендер выиграли, и деньги от них Иокша получил возле кафе «Грюнвальд», где и был задержан. Чигрин обвинялся «в покушении на получение взятки за оказание российским инвесторам помощи в выигрыше тендера на застройку жилого комплекса и в злоупотреблении в связи с этим служебными полномочиями».
В 2007 году приговором суда Фрунзенского района Минска Иокша был осужден к 11 годам лишения свободы с конфискацией имущества, Чигрин -- к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. В апреле 2008-го на сайте Генпрокуратуры появилось сообщение о вступлении приговора в силу.
Казалось, об этом деле все забыли. Кроме, конечно, супруги Иокши Ларисы и адвоката Людмилы Палочкиной, которая защищала Семена Николаевича с самого начала дела. От женщин журналист сегодня и узнал о странных перипетиях этой истории.
Оказывается, приговор Фрунзенского райсуда был отменен судом вышестоящей инстанции еще в 2011 году. Как заметила адвокат Палочкина, лишь через пять лет Мингорсуд заметил, что оперативно-розыскные мероприятия милицейские борцы с экономической преступностью проводили без санкции прокуратуры – незаконно. На этом основании Иокша и Чигрин были оправданы и освобождены из мест лишения свободы. Так громкое уголовное дело развалилось в первый раз.
Однако Генпрокуратура, видимо, не захотела мириться с поражением. Надзорная за законностью инстанция добилась отмены оправдательного приговора и нового рассмотрения дела.
1 апреля текущего года Мингорсуд вынес в отношении Иокши и Чигрина второй обвинительный приговор – 10 и 9 лет лишения свободы соответственно. После трехлетнего пребывания на свободе они вновь отправились в камеру СИЗО. Сегодня по решению судебной коллегии Верховного суда ужинать они будут дома. Дело развалилось во второй раз.
Постановление высшей судебной инстанции на сегодняшний день полностью реабилитирует Семена Иокшу и Владимира Чигрина, которые пострадали… А за что? За гонку за показателями в непримиримой борьбе с коррупцией? Или по недомыслию некоторых милицейских начальников, которые весной 2006 года незаконно дали команду своим подчиненным провести так называемый оперативный эксперимент? Именно жертвами такого вида оперативно-розыскных мероприятий стали Иокша и Чигрин.
Как оказалось, компания «Орловские металлы» действительно существует, но она и не собиралась выступать в Беларуси инвестором, и представителей в Минске не имела. Под их видом, скорее всего, действовали реальные сотрудники милиции, которые были легендированы под бизнесменов и обеспечены настоящими белорусскими паспортами с чужими данными. А значит и все документы по якобы выигранному тендеру на строительство жилых домов были фальшивыми. Как и все это дело. Вот только люди, которые пострадали от этого произвола – настоящие. Им никто не возместит потерянные годы и здоровье. Но за моральный и материальный ущерб в таких случаях государство обязано заплатить. Поэтому пока еще рано говорить, что справедливость восторжествовала полностью.
И остается еще один самый главный вопрос, на который пока нет ответа. Невиновные спустя годы оказались чисты перед законом. А будут ли наказаны те, кто целенаправленно делал из них виновных?