Правительство Беларуси приняло решение увеличить финансовую поддержку модернизированных предприятий деревообработки.
Объем финансовых средств, направленных на поддержку девяти модернизированных предприятий, которые уже сами давно должны были пополнять госбюджет, только в 2014 году составил без малого триллион рублей.
Напомним, что масштабная модернизация белорусской деревообработки была начата еще в 2007 году. По первоначальному плану ее рассчитывали завершить в 2009 году, а до конца 2010 года все модернизированные предприятия должны были выйти на проектную мощность и начать давать прибыль. Но в 2012 году "неожиданно" выяснилось, что модернизация девяти белорусских деревообрабатывающих предприятий идет не совсем так, как планировалось. Вернее сказать, она вообще никак не шла, скорее, еле ползла. Сначала президент посетил пару предприятий, устроив разнос их руководству и чиновникам, ответственным за проект.
Потом по поручению президента была создана межведомственная рабочая группа, которая должна была разобраться в проблемах отрасли и найти пути выхода из кризиса. К делу подключился Комитет государственного контроля, который проверил все девять модернизируемых предприятий. Результат превзошел самые пессимистические прогнозы. Из девяти выстрелов - девять попаданий. Ни одно из модернизируемых предприятий не справилось с поставленной задачей. Ладно бы просто не справились, но государство понесло на этом амбициозном проекте огромные потери. По данным КГК, в среднем стоимость модернизации девяти предприятий увеличилась от первоначальной втрое и это еще далеко не конец масштабной эпопеи.
По данным КГК, на начало 2014 года стоимость модернизации ОАО "Борисовдрев" увеличилась от первоначальной на 6,8 млн долларов, ОАО "Речицадрев" - на 12, 7 млн евро, ОАО "Витебскдрев" - на 11,7 млн евро, ОАО "Мостовдрев" - на 10,6 млн евро и так по каждому из девяти предприятий. Где-то потеряли больше, где-то меньше, но суть одна - огромные потери, за которые почему-то никто так и не ответил. Да, по результатам проверок Следственный комитет возбудил уголовные дела в отношении должностных лиц некоторых предприятий (часть дел уже отправлена в суд), но в эти делах фигурирует лишь десятая часть от понесенных потерь. А кто ответит за остальное?
В конце 2013 года президент и правительство сказали "хватит" и поставили жесткие сроки окончания модернизации девяти деревообрабатывающих предприятий и их выхода на проектную мощность. Однако сегодня уже очевидно, что эти сроки не будут соблюдены. В очередной раз. При этом правительство продолжает вливать в ставшую проблемной деревообработку все новые и новые средства.
Так в марте текущего года Совмин принял решение оказать девяти предприятиям помощь в общей сумме почти 500 млрд рублей, получив в собственность акции проблемных предприятий.
Сейчас правительство решилось залить проблему дополнительными средствами. На этот раз поддержка будет оказана ОАО "Мостовдрев", которое, напомним, уже потеряло на модернизации более 10 млн евро. В начале 2014 года предприятию были поставлены жестки сроки - завершить модернизацию в июле 2014. Для ускорения процесса в марте правительство внесло в уставный фонд предприятия более 82 миллиардов рублей, но это все равно не помогло. За окном уже сентябрь, а модернизация все еще не завершена.
Согласно решению правительства, в целях финансирования и своевременного завершения реализации ОАО «Мостовдрев» инвестиционного проекта "Организация новых производств с техническим перевооружением действующих. Организация производства древесноволокнистых плит МДФ/ХДФ" Совмин решил выделить предприятию 300 млрд рублей из средств республиканского бюджета и внести их в виде денежного вклада в уставный фонд предприятия. В очередной раз возложена персональная ответственность за реализацию проекта на директора ОАО "Мостовдрев", председателя концерна "Беллесбумпром", и первого заместителя премьер-министра.
Впрочем, вряд ли эта ответственность что-то реально решит. Как указал в результатах проверки КГК, беда затеянного проекта по модернизации белорусской деревообработки заключается в том, что он изначально не был как следует просчитан. Деньги выделялись даже без утвержденных бизнес-планов, которые подгонялись под проекты уже после получения финансирования. И тут ситуация совершенно не изменилась.
Да, на большинстве предприятий модернизация либо уже завершена, либо с горем пополам подходит к завершению. Но проблемы после этого не закончатся. Уже сегодня очевидно, что многую продукцию, при выходе предприятий на проектную мощность, очень сложно будет продать. Россия за прошедшие годы тоже серьезно усилила свою деревообработку, а другие перспективные рынки либо только начинают осваиваться, либо вообще не освоены. Пробиться на них белорусским предприятиям будет практически невозможно, потому что они многую продукцию они впервые начнут выпускать, не имея ни опыта, ни соответствующей репутации. В такой ситуации очень сложно будет конкурировать с акулами рынка.
Например, тот же ОАО "Мостовдрев" хоть и установил новые линии по производству древесноволокнистых плит и напольных покрытий, но почему-то не подготовил для них специалистов. Сейчас на сайте предприятия висит объявление о наборе операторов на автоматические и полуавтоматических линий в деревообработке, и слесарей по КИПиА и много других профессий. Причем вакансии открыты именно в связи с реализацией проекта модернизации, в который государство все вкладывает и вкладывает средства. На первоначальном этапе работникам обещается заработная плата в размере 5 млн рублей, а после выхода на проектную мощность - до 10 млн рублей. Но тут возникает вопрос, почему предприятие не подготовило специалистов, пока много лет вело модернизацию производства и что будет делать, если специалисты не найдутся? Будет набирать кого попало и обучать работать на новом оборудовании? Но какой из этого получится результат?
Аналогичная ситуация с кадрами и на всех остальных модернизированных предприятиях. Именно поэтому в некоторых случаях оборудование устанавливалось без какой-либо продуманной логистики поступления сырья и дальнейшего движения готовых изделий. А если не налажен производственный процесс, если нет специалистов, то неизбежно растут издержки и конечная цена продукта. Именно по этой причине экспорты прогнозируют, что нынешнее вливание средств в модернизированные предприятия далеко не последнее. Это придется делать еще несколько лет, пока там все не наладится.