Вооруженный конфликт в Украине может весьма благоприятно сказаться на белорусском экспорте, выправив в положительную сторону традиционно отрицательное внешнеторговое сальдо. Потеряв многие производства на востоке страны, Украина вынуждена компенсировать нехватку различных товаров и топлива поставками, в том числе и из Беларуси.
В последнее время в Беларуси и чиновники, и представители бизнеса сосредоточились на тех возможностях, которые открылись для нашей страны на российском рынке – после того, как Россия, ЕС и США раскрутили маховик взаимных торговых санкций. И как-то на второй план отошло то, что вовлеченная в этот же конфликт Украина прямо заинтересована в поставках разнообразных товаров из Беларуси. Причем речь не идет о каких-то отдаленных перспективах – взаимная торговля растет прямо сейчас.
Товарооборот между Украиной и нашей страной – более $6 млрд в год с заметным профицитом в пользу Беларуси. «Товарооборот между нашими странами вырос за полугодие 2014 года на 4% и составил почти $3 млрд. Мы активно сотрудничаем в топливно-энергетической сфере, машиностроении, металлургии, АПК, химической промышленности, и этот потенциал нужно сохранить и приумножить», – говорит генеральный консул Украины в Бресте Олег Мысык. Заметим, что из этих трех миллиардов два – экспорт в Украину белорусской продукции.
И хотя в середине года между Минском и Киевом вспыхнула короткая торговая война, стороны довольно быстро помирились. Беларусь и Украина вернулись к зоне свободной торговли. Украина отменила с 19 августа специальные пошлины на ввоз некоторых групп белорусских товаров, а Беларусь отменила введенное ранее лицензирование импорта украинских товаров.
Один из основных экспортных товаров (70% белорусского экспорта в Украину) – нефтепродукты. И поставлять их приходится все больше. Дело в том, что второй по размерам в Украине Лисичанский НПЗ оказался в зоне боевых действий и частично разрушен, да и работать на нем некому – местные сотрудники сбежали в Россию одними из первых, рассчитывая получить там высокие зарплаты в нефтегазовом секторе. И даже если НПЗ будет восстановлен – все равно он остается на территории, контролируемой сепаратистами.
В целом по Украине производство нефтепродуктов падает, закупки их в России (45% украинского импорта в 2013-м) практически свернуты. Следствием стало то, что Беларусь теперь плавно забирает «под себя» украинский рынок нефтепродуктов. Только за январь-май нынешнего года наши предприятия поставили в Украину 918,9 тыс. тонн нефтепродуктов (из них 418,5 тыс. тонн бензина) – на 9,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А ведь тогда Лисичанский НПЗ еще работал. Пока статистики по более поздним поставкам белорусских нефтепродуктов в Украину нет, но точно известно: они растут, и растут быстрыми темпами. При этом белорусские поставщики успешно занимают в Украине рыночные ниши своих недавних конкурентов – украинских «нефтяных» олигархов.
На руку белорусским производителям окажутся и масштабные ограничения на импорт товаров из России, которые сейчас готовится ввести украинское правительство. Украинские экономисты уже представили перечень товаров, которые Киев планирует запретить импортировать из России. В нем 39 товарных групп, годовой объем поставок по которым достигал $3 млрд. И многие из них могут быть заменены белорусскими аналогами.
Например, как считает глава «Агентства деловых связей» Валентин Лопан, Украина крайне заинтересована в поставках двигателей Минского моторного завода (ММЗ) для производства грузовиков КрАЗ. Раньше многие модели КрАЗов получали двигатели от Ярославского моторного завода (ЯМЗ), но теперь это невозможно – КрАЗ выпускает в том числе и военные машины, потому все отношения с российскими поставщиками разорваны. Так что теперь выбор у Кременчугского автозавода невелик: ставить немецкие движки (что резко повысит себестоимость грузовиков) или белорусские.
И это далеко не все. Вряд ли кто-то помешает белорусским бизнесменам заработать на поставках продуктов из Украины в Россию. Напомним, что еще до введения российского продуктового эмбарго против европейцев Россия закрыла свой рынок для многих украинских продуктов – под разными предлогами. Так что не стоит удивляться, если значительная их часть отправится на привычный российский рынок окольным путем – через Беларусь. Тем более что такой опыт у нас уже есть. Достаточно вспомнить, что после введения Россией эмбарго на молдавские фрукты экспорт яблок из Молдовы в РБ разом вырос в 24 раза. Понятно, дело тут совсем не в том, что белорусы неожиданно решили, будто молдавские яблоки вкуснее польских. Просто так маскируется «теневой» экспорт молдавских плодов в Россию.
Любопытно, что наращивая двустороннюю торговлю с Беларусью, Украина одновременно отмежевывается от масштабного экономического сотрудничества с интеграционными объединениями, которые Кремль создал на постсоветском пространстве. Как сообщило информагентство Regnum, Петр Порошенко подписал указ о ликвидации ряда консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и служб, в который попала и рабочая группа по вопросам развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом Беларуси, Казахстана и России.
Другой интересный момент – демонстративно спокойное отношение официальной Москвы к быстрому укреплению белорусско-украинских экономических связей. Хотя тут есть свое объяснение. «Я не думаю, что рост торговли Беларуси с Украиной так уж ”злит” Москву. В противном случае России пришлось бы так или иначе компенсировать нашей стране потери от разрыва торговых отношений с Украиной, – говорит аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов. – Так что, с точки зрения Кремля, уж лучше пускай Минск и Киев торгуют. Меньше придется тратиться на финансовую поддержку белорусской власти».
Мнения экспертов
Александр Михайленко, финансовый аналитик Альпари в Киеве:
- Обострение отношений между Россией и Евросоюзом, равно как и между Украиной и Россией может способствовать росту товарооборота между Украиной и Беларусью. В августе во время телефонной беседы между Петром Порошенко и Александром Лукашенко были достигнуты устные договоренности по вопросу поставок нефтепродуктов из Беларуси в Украину. Это крайне актуальный вопрос на фоне ужесточения торговых войн, выливающихся в сокращение украинского импорта и экспорта.
Зависимость украинской экономики от российского рынка крайне высока и существенно пересмотреть структуру зарубежных закупок в ближайшей перспективе не удастся. Порядка 29,1% украинского импорта в первом полугодии 2014 года (согласно данным Укрстат) пришлось на нефть и газ, поэтому возможность хотя бы частичного замещения этой статьи импорта за счет поставок из Беларуси является благоприятной возможностью, которую нельзя упускать.
Владимир Несмалов, преподаватель Высшей школы экономики (Москва):
- Давайте сперва посмотрим на цифры. По итогам минувшего года доля ВВП Донецкой области в ВВП всей Украины составляла 11,6%, Луганской области – 4%, двух областей вместе – 15,6%. То есть в 2015 году только за счет утраты Донбасса экономика Украины может потерять около 15%. По итогам этого года потери будут меньшими, но все равно существенными. Но еще важнее – то, что восток Украины обеспечивал значительную долю ее экспорта. Товарный экспорт из Донбасса в 2013 году составлял четверть всего украинского экспорта (25,2%), а положительное сальдо торговли – $10,1 млрд. Это при том, что в целом по Украине за 2013 год сальдо внешней торговли товарами было отрицательным в размере $13,6 млрд.
При этом сколько-нибудь быстро компенсировать потерянные на востоке производственные мощности Украина не сможет. Для этого нужны инвестиции. А пока в Украине идет любая война – гражданская, или с Россией, неважно, – страна не может претендовать на интерес со стороны серьезных иностранных инвесторов. Добавьте сюда неизбежный отток российских капиталов из Украины.
Все это означает, что как минимум до 2016 года товарооборот между Беларусью и Украиной неизбежно будет расти. Да и потом украинский рынок останется одним из ключевых для белорусских производителей. Или, по крайней мере, значительно более важным, чем был в 2010-2013 годах.