Побывав на «Интеграле» и устроив там разнос, Александр Лукашенко пообещал, что следующими в его выездных контрольных мероприятиях станут шкловский завод газетной бумаги.
Всего за полтора года после запуска шкловское РУП «Завод газетной бумаги» накопило долгов, по которым не в силах рассчитаться. Так, только по одному иску УП «Беллесэкспорт» завод должен за поставленную в 2008 древесину более 2 млрд рублей, отмечает «Ежедневник».
«Завод газетной бумаги» начали строить в 2005 году. Проект инициировал сам Александр Лукашенко, который поставил перед новым предприятием задачу уже в 2008 году на 100% удовлетворить потребности белорусских СМИ в газетной бумаге. Однако ни в 2008, ни в 2009 годах предприятие так и не смогло выйти на проектную мощность и дать белорусским СМИ качественную бумагу.
В сентябре 2009 года завод посетил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, который поставил перед предприятием задачу выйти на проектную мощность к декабрю 2009 года. Однако, как теперь выясняется, завод даже не в состоянии рассчитаться за древесину, поставленную еще в 2008 году.
Как рассказала судебный исполнитель Хозяйственного суда Могилевской области Татьяна Никифорова, исполнительное производство по иску УП «Беллесэкспорт» к шкловскому заводу возбудили совсем недавно, и оно только попало к ней на исполнение. Но проблем по возврату денег одного хозяйственного субъекта другому, по ее словам, не предвидится.
«Как только я выставила предписание, -- говорит судебный исполнитель, -- так руководство завода меня сразу нашло. За один раз они, конечно, такую сумму выплатить не смогут, но будут выплачивать по частям, и проблем в этом деле я не вижу».
Каким образом и за что только недавно открывшийся завод успел задолжать сумму более в 2 млрд рублей, Татьяна Никифорова не знает. В полученных ей бумагах, говорит, указано только, что это – сумма основного долга.
Зато прекрасно знают, за что им должны деньги, в УП «Беллесэкспорт» – за поставленный лес для производства газетной бумаги. Более того, по словам сотрудника юридического отдела, сумма долга значительно выше указанной в иске, поступившем к исполнению Т.Никифоровой, и проблемы у предприятия более серьезные, чем может показаться на первый взгляд.
«Задолжать нам они успели больше, -- говорит сотрудник юридического отдела УП «Беллесэкспорт». – Просто в суде находится сумма в два миллиарда. Это долг еще 2008 года. А есть и другие долги. Но они никак не хотят платить. Говорят, что денег нет, прикрываются «верхами», и все».
Не разделяют в УП «Беллесэкспорт» и оптимизма судебного исполнителя по поводу перспектив по взысканию долга с завода.
«Практика состоит в том, что руководство завода находит судебного исполнителя и составляет графики погашения задолженности. Но сроки проходят, а ничего не гасится. И потом все повторяется заново. А ведь получается, что завод должен лесхозам фактически всей республики: сырье из лесхозов поставляется в министерство. А уже министерство распределяет поставки. Соответственно люди в лесхозах не получают зарплату. На заводе говорят: «Если вы на нас будете постоянно подавать в суд, мы не сможем рассчитываться с рабочими. А у них семьи». Но ведь такая же ситуация и в лесхозах – им так же нужно платить зарплату, у тех рабочих тоже есть семьи», -- говорит представитель предприятия.
Говорить о том, как влияет на разрешение конфликтно-финансовой ситуации между УП «Беллесэкспорт» и РУП «Завод газетной бумаги» обращение последних за помощью к «верхам», юрист концерна не захотел. Но отметил, что подобная помощь этих «верхов» заводу может сильно подставить предприятие.
«Официально у нас все работают по законодательству, -- говорит сотрудник юридического отдела. -- Есть нормы, которые позволяют, делать одно либо другое. И лоббирование интересов одного может создать проблемы с Госконтролем у другого. К нам придут и скажут: «Если есть долг, то почему не истребовали, какие меры принимались для его взыскания?» И поэтому какой-то перечень стандартных инструментов мы должны провести точно. А уже вопрос отсрочек – это на их стороне, они его могут решать».
Чем закончиться дело, пока сказать трудно. По словам представителя УП «Беллесэкспорт», тянуть до бесконечности с отсрочками нельзя. Да и судебный исполнитель не позволит – ему через определенный срок нужно закрывать дело. Поэтому выхода три: либо завод заработает-таки денег и отдаст долги, либо долги завода оплатит государство, либо имущество завода пойдет с молотка. И такая ситуация, говорят в «Беллесэкспорте», с большинством бумажных фабрик Беларуси. Все они ходят в должниках.