Не менее остро, чем квартирный, стоит в Беларуси земельный вопрос.
Особенно в пригородных зонах областных центров и Минска. Характерный пример — Минская область. С тех пор как землю стали давать бесплатно нуждающимся в улучшении жилищных условий, здесь 23 611 участков розданы. А очередь не только не сошла на нет, но еще и подросла. 32 тысячи 750 граждан желают получить участок под строительство дома. И подавляющее большинство — 21 358 семей — претендует исключительно на Минский район. Где с начала года по очереди предоставлено всего 16 наделов. То есть движения практически нет, пишет «Советская Белоруссия».
Явный дефицит земли наблюдается и в Борисовском районе: спрос вдвое превышает предложение. И в Дзержинском: условно на каждый свободный клочок земли претендуют 20 человек. В Логойском и Молодечненском — в 4, а в окрестностях Смолевичей в 9 раз количество товара меньше числа его потенциальных приобретателей.
— Все, что ближе к Минску, пользуется стабильным спросом, удовлетворить который сейчас нереально, — констатирует заместитель начальника землеустроительной службы Минского облисполкома Владимир Гумаров. Основные препятствия: вокруг деревень и поселков, как правило, земли сельхозназначения, перевод которых в другую категорию возможен только по согласованию с Лукашенко. Кроме того, массивы, определенные под индивидуальную жилую застройку, следует прежде за счет бюджета обеспечить водой, электричеством и грунтовой дорогой. И с тем, и с другим, и с третьим есть сложности.
В последнее время в редакцию издания участились звонки от молодых семей из минского пригорода, которые стоят в очереди и никак не могут дождаться вожделенного участка. Одна девушка на днях просто обрушила на меня град претензий:
— Зачем тогда нас обнадеживали, записывали в очередь, если землю не выделяют?! Предлагали пару раз участки где-то у черта на куличках, без коммуникаций! А у нас маленькие дети, хотим жить рядом с родителями в Боровлянах...
Следом обратилась группа многодетных семей, которым несколько лет назад предоставили безвозмездно землю в Минске, в районе бывшей деревни Цна. Места прекрасные, рядом лес и водохранилище, но вот беда: ни дорог, ни водопровода, ни электричества, ни газа. То есть в районе старой деревенской застройки все это имеется, но на том пустыре, который нарезали многодетным семьям, нужно строить. Причем за счет бюджета.
И представьте себе, это не единственный массив, где уже стоят практически готовые к заселению дома, построенные за счет льготных кредитов, но жить в которых невозможно из-за отсутствия инфраструктуры. Складывается впечатление, что государство, делая благое дело — обеспечивая нуждающихся в улучшении жилищных условий землей, но без коммуникаций — загнало себя и новых землевладельцев в тупик. Где теперь взять столько денег на дороги и сети? И как остановить нарастающие потоки жалоб?
Предпринимаемые прежде законодательные ограничения оказались малоэффективны. Напомним, в стране действует восьмилетний запрет на продажу дома и земли, полученных по очереди нуждающимися в улучшении жилищных условий, после введения строения в эксплуатацию. Утверждены и жесткие сроки строительства: с рассрочками максимум 8 лет на возведение жилья под крышу. Это должно было отсечь как явления спекуляцию и долгострой. Однако практически никак не повлияло на спрос. А готовых участков с инфраструктурой и коммуникациями, тем более в Минском районе, нет. К тому же проблемы с ремонтом и реконструкцией уже существующих сетей то и дело дают о себе знать авариями.