Круглый стол «Громкие дела. Почему исполнители, организаторы, заказчики политических убийств на свободе?» прошел в Минске.
Как отметил юрист Гарри Погоняйло, «власти, видимо, боятся даже приостановить расследование дел исчезнувших оппозиционных политиков, так как в таком случае надо будет представить потерпевшим развернутые документы о наработанных версиях, о причинах, почему дела приостановлены», передает БелаПАН.
По мнению Погоняйло, постановление о приостановлении расследования дел «можно было бы обжаловать потерпевшим, вплоть до суда, материалы стали бы достоянием гласности».
Потерпевшими по делам об исчезновениях признаны их родственники, напомнил юрист. И хотя дела не закрыты, «формально сегодня, конечно же, никаких следственных действий практически по поиску и расследованию дел не проводится».
Погоняйло считает, что дела «не могут быть прекращены и положены в архив на полку в связи с истечением срока давности, так как мы имеем дела с насильственным похищением людей, за которыми последовали их исчезновения».
«В таком случае необходимо или установить виновных лиц, или найти тело или самого человека. Ни та, ни другая задача органами следствия не выполнена», — подчеркнул он.
«Возьмем, например, дело Завадского. Установлено, в том числе и приговором суда, что в его похищении участвовало шесть человек. Двое осуждены, где еще четверо? Затем, установлено, что эти лица похитили Завадского, удерживали его какое-то время. А что произошло дальше? Что касается Захаренко, Красовского и Гончара, то в их делах меняются следователи, но никаких реальных следственных действий по раскрытию преступления, по установлению виновных лиц не ведется», — сообщил Погоняйло.
Напомним, 7 мая 1999 года при невыясненных обстоятельствах в центре Минска пропал бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко, 16 сентября этого же года исчезли оппозиционный политик Виктор Гончар и предприниматель Анатолий Красовский, летом 2000 года исчез журналист Дмитрий Завадский, некогда личный оператор Лукашенко.