Девушки из Минска запустили сервис, который предлагает удобную площадку для того, чтобы брать и сдавать в аренду что угодно.
Идея сайта zdaem.by пришла в голову Анне, когда она работала в рекламном агентстве, где проводила мероприятия, корпоративы и рекламные акции. Заказчики часто хотели необычное мероприятие с особыми атрибутами, поэтому девушке приходилось в сжатые сроки искать редкие и удивительные вещи: от новейших моделей гаджетов до живых лошадей, пишет Generation.by.
«Я всегда очень много времени тратила только на поиск. Начиналось все с изучения базы Гугла и Яндекса, но в конце концов бросала в социальных сетях призывы мне помочь. Конечно, чаще всего вещи были нужны срочно, но приходилось сидеть и ждать комментариев от френдов, найдут они кого или нет», - рассказывает девушка.
Так появилась идея ресурса, где можно было взять в аренду все что угодно: от лимузинов до мебели. Кристине, с которой Анна познакомилась на курсах фотографии, идея оказалась очень близкой.
«Когда я была на стажировке в США, то заметила, что там аренда очень популярное явление. Как раз там я и познакомилась с идеей шеринга и совместного потребления. Если там эта идея прокатила, то и у нас должна быть востребованной», - вспоминает Кристина.
Совместное потребление - новый тренд в мировой экономике, на котором основаны букинистика, буккроссинг, кавч-серфинг и секонд-хэнды. Журнал TIME в 2010 году назвал шеринг одной из 10 идей, которые изменят мир. Концепцию совместного потребления разработали Рэйчел Боцман и Ру Роджерс, которые в 2008 на фоне мирового финансового кризиса заметили, что с глобальным потреблением не все в порядке. Свое известное выступление на TED Рэйчел завершила словами: «Я верю, что это (шеринг - ред.) может разрушить устаревшие формы бизнеса, позволить нам сделать скачок от гипер-потребления и показать нам, когда «достаточно» - значит действительно достаточно».
«Есть такой затасканный немного пример про дрель: человеку не нужна дрель, ему нужно отверстие в стене, чтобы повесить картину. Зачем покупать дрель, если использоваться она будет 3-4 раза в год? Идея, если ты платишь не за вещь, а за ее функцию мне кажется хорошей», - отмечает Кристина.
Анна добавляет: «Люди в погоне за новыми вещами работают все больше, потому что им постоянно нужно менять гаджеты, машины, приобретать какие-то малонеобходимые вещи. А если проникнуться идеей шеринга, получается, чем меньше ты покупаешь, тем меньше тебе нужно работать и тем больше у тебя свободного времени и свободы. По сути мы все работаем на вещи».
В мае этого года девушки запустили сайт своего сервиса и сейчас работают с партнерами - компаниями, которые сдают вещи в аренду. В стартапа есть специальная услуга для крупных компаний: если они не могут потратить время на размещение объявлений, Кристина и Анна сделают это за них. Также, если кому-то понадобилась необычная редкая вещь, девушки предлагают заняться поиском.
«Компания, которая занимается съемками видеороликов, сделала недавно заказ: «Нам для съемок нужен осел. Найдите нам осла». Вот мы сейчас и ищем для них осла. Поэтому, если у кого есть осел, то давайте к нам», - смеются девушки.
На ресурсе сейчас размещено более 800 объявлений с предложением аренды механизмов, животных, одежды, цветов, спортивных тренажеров и других вещей. Сайт работает пока в бета-версии, ведется работа над его ускорением. Подруги наняли двух программистов, сеошника, дизайнера и бизнес-аналитика. Зарплаты всем сотрудникам платят из собственного кармана. Кристина преподает английский, а Анна фотографирует.
«Мы присутствуем на различных стартап-ивентах, но пока не презентовали наш проект. Считаем, что если не можешь сам вначале вложить свои деньги в идею, то как ты можешь искать другого человека, который будет вкладывать деньги в твою идею? Это вопрос в уверенности в себе», - рассуждают девушки.
У Анны и Кристины амбициозные планы: не только вывести проект на самоокупаемость, но и расширяться на соседние рынки. Среди возможностей монетизации: платная услуга для размещения объявлений.
Утверждение, что две девушки-стартаперки звучит немного экзотично в белорусских условиях, Анна и Кристина не понимают. При том, что все подрядчики у них - ребята.
«Мы никогда не слышали от наших работников «вот вы девочки»... Чем девушки хуже парней? Это же не гендерный вопрос, это вопрос самовыражения. Для меня бизнес - это то, с помощью чего ты можешь make difference. Ты видишь проблему, ты не равнодушен к этой проблеме и хочешь, чтобы она решалась. Мы с Аней увидели проблему и хотим работать в этом направлении», - говорит Кристина.