Чемпион мира среди профессионалов рассказывает, на какие жертвы идет ради спорта, как избегает травм и когда белорусы смогут объединиться в один кулак.
Топовый белорусский боец муай-тай Андрей "Куля" Кулебин намного больше известен в Азии, чем дома. Случается и такое, что за границей ему приходится передвигаться под конвоем. И хотя Андрей этого никогда не афиширует, budzma.org поинтересовалась самым последним случаем.
— Однажды мы приехали в Гонконг на турнир, и нам организаторы говорят: "Осталось два дня до шоу, вы из отеля никуда не выходите. У нас разыгралась мафия. Вдруг украдут вас — а тут турнир, плакаты по всему городу, реклама везде по телевизору". И, короче, сидели в отеле два дня. Выезжали оттуда только вместе с ними, всей делегацией.
— А случалось ли когда-нибудь, чтобы за границей вас подставили?
— Такое было только в России. Еду себе спокойно на бои в автобусе из Москвы в другой город, думаю, где мой соперник. А его нет, там только два каких-то здоровяка. Тогда я весил 57 кг. А мне говорят: "Так, ты вот с этим будешь!" А он становится на весы после сгонки и весит 64 кг — на несколько категорий больше меня. Короче, его оштрафовали, но бой состоялся. Тогда я победил в первом раунде, был ужасно доволен.
"Тусовки, клубы, алкоголь — ничего себе не позволяешь. Но мне это нравится"
Андрей Кулебин одним из первых начал бить тайских профессионалов. В его рекорде — несколько нокаутированных чемпионов легендарного стадиона Люмпини. "Куля" неоднократно брал пояс чемпиона мира в самых престижных версиях, неоднократно получал кубки лучшего бойца чемпионатов мира среди любителей.
Его техника отличается зрелищностью, боксировать он готов с любым соперником на планете и никогда не халтурит. Поэтому, видимо, Кулебин и стал мировой звездой. Однако такая спортивная судьба требует значительных жертв.
Просим бойца описать для читателей свою жизнь.
— Летом провел семинар в Испании. Вернувшись в Беларусь, отдыхал на пикниках, ездил на озеро, хорошо высыпался, питался и играл в футбол. А потом начались тренировки, по две в день. В 8.30 утра это скакалка, гимнастика, работа на снарядах, оттачивание отдельных технических действий. Потом занимался с людьми в качестве тренера и возвращался домой на обед. Дважды в неделю к нам с девушкой приезжал репетитор по английскому языку. А вечером я снова ехал на тренировку, где был длительный кросс, общефизическая нагрузка, спарринговая работа. В субботу проводил одну тренировку, отдыхал. В воскресенье играл в футбол. По сути, ты себе ничего не позволяешь, если планируешь быть хорошо подготовленным к боям. Никаких тусовок, движухи, клубов, алкоголя. Расслабиться можно, только если нет турниров.
— И вам это образ жизни нравится? Обычно в 30 пыл в людях угасает...
— Мне хочется побеждать на самых топовых турнирах. А это требует много сил в жизни и на тренировках. К тому же я стал еще более дисциплинированным, сделал исключительную ставку на спорт. В этом году мне исполнилось 30. Я день рождения из-за тренировок не отмечал даже. Но мне это нравится. Заниматься любимым делом — это мечта многих людей, но не всем это удается.
"Мы делаем специальную гимнастику, которая защищает от травм"
Несмотря на такой жизненный темп и непрерывные бои, никогда не было информации о том, что Андрей сильно травмирован.
— Конечно, бывали щели в кисти, бывали проблемы с ребрами, растяжения...
— Это понятно. Такое случается у большинства людей. Но попадали ли вы, скажем, в больницу после боев? Случались ли хирургические вмешательства?
— Нет, таких серьезных травм не было. В больницу попадал только из-за рассечений. Хотя в том же Таиланде тебя с таким в больницу даже не везут. Около ринга кладут на стол, зашивают — и иди дальше.
— Ваша профессиональная карьера длится более 10 лет. Некоторые бои в хорошем смысле слова напоминают рубку. И то, что не было серьезных травм, удивляет...
— Это специфика муай-тай. В некоторых видах спорта есть концентрация на узкой специализации. В боксе, например, примерно 80% всех ударов направлено в голову. А мы бьем руками и ногами во все тело, есть клинч (элементы борьбы в стойке — прим. ред.). Может, и от этого травматичности меньше. Муай-тай кажется жестоким и травматичным, но это не совсем так. Мы делаем специальную гимнастику, которая направлена на усиление суставов, мышечного корсета. Это все также защищает спортсмена от травм.
— Знаем, что вы футбольный болельщик и сами играете в любительской лиге. Случались травмы там?
— Растяжение голеностопного сустава. Там я подхожу к игре более технично и тактически. Иногда футболисты в пылу борьбы идут кость в кость, так как за это получают деньги. Случается, и я играю по полной, если нет бойцовских турниров. В такие времена я понимаю, что футбол от нагрузок на суставы и колени может быть для меня более травматичным, чем муай-тай.
Вера в белорусских детей
Бои Андрея Кулебина, которые происходили в Беларуси, можно пересчитать на пальцах. Но боец утверждает, что в домашних стенах психологического давления на себя не чувствует.
— Конечно, есть ответственность. Свои люди пришли, желательно показать максимум. Но поддержка — это то, что имеет вес. Когда дерешься где-то в Азии, ты борешься и с соперником, и с публикой. Это непростой психологический момент. Поэтому дома мне выступать нравится.
— Тем не менее нашей публике, которая приходит на турниры, иногда высказывают претензии. Например, недавно футбольный "Шахтер-Солигорск" на равных играл с нидерландским ПСВ. Но дома на последних минутах пропустили. Многие люди вскочили с кресел и, как предатели, ушли со стадиона.
— Это культура людей такая, такое воспитание. Люди обычно настраиваются на негатив и ждут: "Ай, наши слабые!" Плюс тот момент, что из-за зависти некоторые не хотят, чтобы кто-то стал лучше них. Люди, которые на матче "Шахтера" поднялись и пошли прочь... их уже не изменить. Менять надо детей, которые приходят в залы, в школы. Вот с ними мы способны создать то, что даст силы всей стране. Ну что ты возьмешь со старого мужика, которому все плохо и жизнь плоха?
— То есть вы верите, что возможно изменить наше общество к лучшему, начиная с воспитания детей?
— Да, чтобы они видели: я способен, от меня многое зависит. Меня возмущает, когда свои же не поддерживают своих. Ну как так? Сегодня ты поддержишь — завтра помогут тебе. Вот в Англии ФК "Ньюкасл" проигрывает 4:1 или 5:1. А болельщики после матча песни поют, и со стадиона никто не уходит. Безусловно, некоторые спортсмены себя порой ведут так, что их не хочется поддерживать. Это славянская тема: не успел что-то сделать — уже звезда в лоб, корона на голову, никого не видишь и пошел. А потом говорят, что у людей патриотизма нет. Так, может, посмотреть со всех сторон на этот алмаз? Поэтому должны быть вежливость, культурность, чтобы люди видели: ты такой же человек, как они. И вы — все вместе.
Со временем, надеюсь, мы к этому придем.
P.S. 13 сентября Андрей Кулебин выступит в Минске на турнире Top King World Series (пройдет в Белгосцирке, начало в 19.00). Есть вероятность, что "Куля" встретится с самым популярным бойцом мира, тайцем Буакавом. Напомним, что в рамках этого же бойцовского шоу выступит герой "Бойцовского гена" Дмитрий Валент.
Фото – Александр Tarantino Жданович