Под управлением Капского футбольный БАТЭ стал чрезвычайно прибыльным проектом.
В ночь на 27 августа футбольный БАТЭ праздновал выход в групповой раунд Лиги чемпионов — сильнейшее клубное соревнование мира. Почти 13 тысяч зрителей на «Борисов-Арене» следили за разгромом братиславского «Слована». Убедительный счет 3:0 в пользу БАТЭ не оставил сомнений в заслуженной победе, пишет «Наша Нiва».
Выход в Лигу чемпионов позволил БАТЭ выполнить главную финансовую задачу на сезон. На данный момент заработанные призовые уже достигли $ 15 миллионов. Клуб получит еще и долю европейского телевизионного рынка — минимум миллиона. В зависимости от результатов дальнейшего выступления общая сумма призовых может существенно вырасти.
Спустя день после победы председателю правления БАТЭ Анатолию Капскому пришлось принимать непростое решение. Лидера команды, 28-летнего Сергея Кривца, пригласили играть за французский «Мец». «Я не мог ему отказать, потому что видел, насколько он хочет попробовать себя в европейском футболе высокого уровня», — пояснил Капский решение о продаже игрока. Сумма трансфера не была названа, однако по оценке авторитетного сайта transfermarkt.de Кривец стоит около ,7 миллиона. Продажа футболистов — еще одна важная составляющая доходов БАТЭ.
Под управлением Капского футбольный БАТЭ стал чрезвычайно прибыльным проектом. При этом, в отличие от многих других успешных бизнесов, его развитие происходит открыто для всей страны. А сам Капский в глазах болельщиков выглядит одним из самых эффективных топ-менеджеров Беларуси.
Детство в Червеньском районе
Первые годы жизни Анатолия Капского прошли в Червенском районе. Деревня Дуброва расположена на границе Минской и Могилевской областей. В деревне гравийка заканчивается, дальше одни болота. Земля в Дубраве и окрестностях не родит, жалуются жители, обрабатывать ее всегда было непросто.
Отец Анатолий Никифорович, в честь которого и назвали сына, был агрономом, а мать Софья Захаровна — телятницей.
Именно от отца перенял сын фанатичную любовь к футболу. Однако заниматься спортом на профессиональном уровне Анатолий не мог из-за травмы, которую получил еще в дошкольном возрасте: он неудачно упал с прицепа и повредил тазобедренный сустав. Стоял вопрос, сможет ли мальчик полноценно ходить.
Несколько месяцев ему пришлось провести на вытяжке в реабилитационном центре в Воложинском районе. К счастью, лечение помогло. «Первая цель в жизни была совершенно конкретной: научиться самостоятельно передвигаться», — вспоминал Капский.
В первый класс мальчик пошел в Дубровской начальной школе.
«Если до школы я еще мог дойти самостоятельно, то назад меня забирала мама и тащила домой на плечах, потому что к концу дня нога уже практически не двигалась», — рассказывал бизнесмен.
Миграция Капских
В настоящее время родные Капского живут в деревне Демидовка в нескольких километрах от Борисова. Да и в самом Борисове бизнесмен работает на протяжении последнего десятилетия. Почему он связал жизнь именно с этим райцентром?
Жители Дубравы рассказывают, что у Капских был в Борисове влиятельный родственник. Будто бы дядя был не то председателем горсовета, не то занимал другую высокую должность. В итоге многие Капские, один за другим, переехали в Борисовский район.
Начиная с четвертого класса Анатолий ходил из деревни за несколько километров в борисовскую школу №1. Отличником не был, но учился хорошо.
Родительский дом до сих пор в Демидовке. Он обшит сайдингом и выглядит ухоженнее на фоне соседних. Здесь живет мать бизнесмена. Софья Захаровна открыто общалась с корреспондентом «НН», но после вмешательства бдительной внучки Алеси отказалась от своих слов, сказанных «оппозиционной прессе».
Очередные испытания
После нархоза Анатолий Капский вернулся в Борисов — на 140-й ремонтный завод, где работал экономистом. В то время у Капского диагностировали серьезное заболевание.
— У меня очень крепкое сердце, просто главные нагрузки, которые ему пришлось вынести, были не сейчас, а более четверти века назад. Когда тебе 20 лет, ты сильный и уверенный и вдруг слышишь: «К сожалению, у вас рак...» — вспоминал бизнесмен в интервью «Комсомолке». — К счастью, рядом со мной были мама и папа, моя будущая жена Алла, все мои родные и близкие — люди, которые не позволили ни на минутку усомниться, что я обязательно буду жить.
Между «Пламенем» и «Сталкером»
Среди других белорусских городов Борисов один из лидеров по концентрации промышленных предприятий. На первые годы независимости пришлась работа Капского в компании «Пламя», созданной его партнером, «афганцем» Валерием Зенько. Компания поставляла сельскохозяйственную технику на белорусские предприятия, а также в страны бывшего СССР.
В середине 1990-х Капский возглавил компанию «Сталкер», через которую продавал комплектующие на БАТЭ (Борисовский завод автотракторного электрооборудования). Затем «Сталкер» стал одним из дилеров продукции завода. Бизнес был прибыльным, и у директора появилась возможность финансировать свое юношеское увлечение — футбол.
В Борисове тогда существовала команда с экзотическим названием «Фомальгаут» (это одна из самых ярких звезд, видимых на ночном небе). «Сталкер» Капского был одним из ее спонсоров. До высшей лиги чемпионата Беларуси «Фомальгаут» так и не добрался. Владельцы клуба набрали в состав украинских тренеров и игроков, а это не понравилось борисовским властям. Финансирование прекратилось, и «Фомальгаут» фактически развалился.
Тогда же, в 1996-м, было решено восстанавливать заводскую команду БАТЭ. Руководителем клуба стал Анатолий Капский, а главным спонсором — его предприятие «Сталкер». Название компании фигурировало на клубных футболках.
Постепенная национализация
Борисовский завод автотракторного электрооборудования (БАТЭ) был создан еще в конце 1950-х и специализировался на производстве стартеров и генераторов. В начале 1990-х БАТЭ был акционирован, а его «красным директором» стал Николай Бусел. Доля государства в предприятии составляла всего 2,7%.
В 1995 директора избрали депутатом Верховного Совета XIII созыва. Он был ярым коммунистом, но поставил свою подпись за импичмент Лукашенко.
По мнению Бусла, ему так и не простили его голос за отставку. И в БАТЭ впервые в истории Беларуси был опробован механизм «золотой акции». Государство получило возможность налагать вето на решения собраний акционеров.
Николай Бусел уволился с предприятия лишь в 2001-м, когда завод фактически обанкротился. Тогда снова была задействована «золотая акция», и государство, погасив долги завода, увеличило свою долю в БАТЭ. А в отношении несговорчивого Бусла завели уголовное дело.
Постепенная национализация все же состоялась. По состоянию на начало 2013 года доля государства в уставном фонде БАТЭ превышала 95%.
Трагедия после футбола
В июле 1998-го в семью Капских пришла беда. Несмотря на больное сердце, отец поехал поддержать БАТЭ в Могилев. В нервном матче борисовчане проиграли со счетом 0:1, причем пропустили единственный гол за несколько минут до конца игры.
В те дни футбольные болельщики не отрывались от телевизоров, где транслировались игры чемпионата мира, который проходил во Франции. В финале встречались хозяева соревнований и предыдущие чемпионы, бразильцы.
Анатолий Никифорович болел за южноамериканцев, но те неожиданно проиграли с крупным счетом 0:3. Перед сном он только и успел сказать несколько слов родным, а утром уже не проснулся... Отец не дожил несколько месяцев до своего 60-летия.
Расцвет футбольного БАТЭ
В том же 1998-м БАТЭ получил серебряные медали чемпионата Беларуси — и это в год дебюта в высшей лиге! На следующий год борисовский клуб стал чемпионом. Да и вообще только однажды за 16 лет не получил медалей.
Год за годом команда создавала историю белорусского футбола. И все это под непосредственным руководством Капского.
Менялись тренеры, игроки, а результат был стабильно высоким. Стиль работы директора работники клуба определяют как авторитарный, чуть ли не диктаторский. Последнее слово в любой ситуации должен оставаться за ним.
Капский определял стратегию развития клуба, и абсолютное большинство его идей срабатывало. Когда БАТЭ впервые пробился в Лигу чемпионов, это могло показаться случайностью, но семь лет чемпионства подряд и успехи в еврокубках приучили болельщиков к победам.
По информации «Прессбола», бюджет клуба составляет около $6 миллионов.
Наибольшая его часть уходит на зарплаты игроков. В прошлом году самым высокооплачиваемым футболистом был Александр Глеб. По подсчетам by.tribuna.com, бывшего игрока «Арсенала» и «Барселоны» удалось привлечь на родину зарплатой $ 130 тысяч в месяц. После ухода Глеба из команды самым дорогим остался нападающий Виталий Родионов — в прошлом году он зарабатывал по $ 25 тысяч. У других игроков основного состава доходы колебались на уровне $ 10 тысяч.
Стадион мечты
После начала «эры БАТЭ» и увеличения количества болельщиков возникла потребность в более вместительной арене.
Единственная трибуна старого борисовского стадиона, построенного еще в конце 1950-х, могла принять 2600 человек. Полем стадиона, кстати, собственноручно занимался отец Капского.
Когда БАТЭ начал играть в высшей лиге чемпионата Беларуси и в еврокубках, трибуну реконструировали, а после достроили еще одну. Вместительность стадиона выросла до 5400 человек, но его уровня было недостаточно, чтобы играть матчи Лиги чемпионов. А минский стадион «Динамо», который приходилось арендовать на самые ответственные матчи, считался несчастливой площадкой для БАТЭ.
Новую «Борисов-Арену» Лукашенко официально открывал в этом году весной. Строительство стадиона стоило 40 миллионов евро, большую часть денег дало государство.
Арена считается самым современным спортивным сооружением страны, это один из немногих полностью футбольных стадионов. Его проект разрабатывали словенские архитекторы, а сам стадион чрезвычайно похож на тот, что возведен в словенском Мариборе.
Трибуны вмещают более 13 тысяч зрителей, но заполняются полностью только на еврокубковых матчах с участием БАТЭ. После начала реконструкции «Динамо» в Борисов временно переехала и футбольная сборная Беларуси.
Семейный клуб
В структуру футбольного БАТЭ несколько лет назад была введена дочь Капского, Олеся. Она окончила факультет международных отношений БГУ и стала «юристом-международником со знанием двух иностранных языков».
Олеся успела получить и западное образование, стала магистром бизнес-администрирования со специализацией в футбольной индустрии, училась она на базе Ливерпульского университета. Сейчас 26-летняя девушка работает в клубе заместителем начальника департамента развития.
Помимо нее, у Капского есть сын. По словам соседей, он устроился на завод БАТЭ.
Сокращение работников и доходов
Анатолий Капский доказал всем свой талант на посту футбольного менеджера, но достиг ли он успеха во главе завода?
В руководстве БАТЭ Капский оказался в 2001-м, после отстранения от должности Николая Бусла. Несколько лет он пробыл заместителем директора, а в 2005-м стал главным руководителем.
В первый год работы Капскому генеральным директором БАТЭ получил нераспределенную прибыль в размере $ 2,5 миллиона. В прошлом году чистая прибыль (изменилась методология подсчета Министерства финансов) не дотянула до $ 200 тысяч.
А количество работников уменьшается. Одни назовут это оптимизацией, другие — сворачиванием оборотов. Но если несколько лет назад на заводе работало около 3500 человек, то в первом квартале — менее 2500 человек.
Холдинг для Капского
В 2011-м Лукашенко подписал указ о создании вокруг БАТЭ холдинга «Автокомпоненты». Фактически под руководством Анатолия Капского объединились 12 предприятий разной степени успешности, которые занимались производством запчастей.
В указе был отдельно прописан бонус, который Капский мог бы получить при большой прибыльности холдинга. Однако за прошлый год общий доход всех предприятий составил $ 3 миллиона — этого оказалось недостаточно для награды.
А вслед за созданием холдинга БАТЭ сделали соучредителем совместного белорусско-китайского предприятия «Союзавтотехнологии». Полученная компания вместе с БелАЗам и китайской корпорацией «Джили» стала акционером «БелДжи» — проекта по выпуску легковых машин. В деревне Перасады на границе Борисовского и Смолевичского районов должен вырасти завод, на котором планируется собирать по 60 тысяч легковушек в год.
Уйдет ли?
Как гром среди ясного неба в январе 2013-го прозвучала информация, что Анатолий Капский вышел из трехдневной комы.
Как оказалось, в Вильнюсе бизнесмену сделали операцию на сердце и сосудах. «Комсомольская правда» сообщала, что причиной стала тяжелая пневмония, которая дала осложнения на сердце.
«Это мой последний сезон во главе БАТЭ.... Я, если честно, очень устал. И уже хочу побыть простым человеком, простым зрителем», — заявил Капский месяц назад.
Своим потенциальным преемником он назвал Александра Захарченко, выходца из Донецкой области, который успел поиграть за «Фамальгавт», а после — стать заместителем Капского и в «Сталкере», и в БАТЭ.
Однако сможет ли отойти от дел топ-менеджер, который создал клуб и руководил им почти два десятилетия? Ответа не дают ни знакомые, ни родственники. Наверное, точно не знает и сам Анатолий Капский.
Бизнес без политики
Сделать свой проект успешным и прибыльным стоит многого. Но БАТЭ ли — предел амбиций Капскому? Удалось бы ему достичь успеха в масштабах всей страны, если бы позволило здоровье?
Родные бизнесмена отвечают однозначно: «Зачем ему это нужно?»
Анатолий Капский родился 19 февраля 1966 в с. Дубрава Червенского района. Окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства (ныне БГЭУ) по специальности «экономист» (1987) и Академию управления (2007).
В 1987—1990 — старший экономист по финансовой работе на 140-м ремонтном заводе, в 1990—1996 — заместитель директора предприятия «Пламя», в 1996—2000 — генеральный директор ООО «Сталкер».
В 2001—2005 — заместитель директора завода БАТЭ, с 2005 — директор БАТЭ. С 2011 — директор холдинга «Автокомпоненты».