Министр обороны Украины заявил о том, что его страна может восстановить свой ядерный статус – если страны НАТО не предпримут действенных мер по поддержке украинской территориальной целостности. Впрочем, большинство наблюдателей сходится во мнении: заявление на тему ядерного статуса – не более чем способ давления на Запад.
Есть в мировой политике такая практика: некий высокопоставленный чиновник, не уходя в отставку и не «выпадая из обоймы», становится неофициальным спикером действующей власти. То есть делает заявления, которые хорошо показывают, «куда думают» политики с реальными полномочиями более высокого ранга. С другой стороны, такой спикер высказывается обычно от собственного лица, то есть формально его слова – никак не официальное заявление действующей власти. Так, намек, только очень громкий.
Именно таким неофициальным спикером нынешнего руководства Украины, похоже, стал министр обороны Украины Валерий Гелетей. На пресс-конференции в минувшее воскресенье он прямо заявил, что если Украина не получит реальной поддержки от Запада в нынешнем вооруженном конфликте, она будет готова вернуться к вопросу о восстановлении своего ядерного статуса. По словам Гелетея, которые приводит «Интерфакс», ядерное оружие защитит Украину от России. Впрочем, министр оговорился, что на текущий момент вопрос восстановления ядерного статуса Украины на повестке дня не стоит. Но сам факт, что такие мысли бродят в головах киевского руководства, говорит о многом.
Между тем, чисто с точки зрения мирового права, Украина имеет полное право на создание собственного ядерного оружия. Давайте вспомним новейшую историю. 5 декабря 1994 года лидеры Украины, Беларуси, США, России и Великобритании подписали так называемый «Будапештский меморандум» – соглашение о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины и Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия. Далее, уже в 1996 году, в соответствии с этим меморандумом и Лиссабонским протоколом Украина к присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия наравне с Казахстаном и Беларусью как страна-участник, не обладающая ядерным оружием.
Все эти документы предусматривали, что в обмен на вывод ядерного оружия из Украины и Беларуси в установленные сроки, США, Россия и Великобритания подтвердили обязательства, в частности уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины. А также, цитирую, «Воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будет применены против нее, кроме как в целях самообороны или любым другим образом в соответствии с Уставом ООН».
Однако в реальности «Будапештский меморандум» моментально потерял всякую силу после того, как Россия – один из его подписантов – аннексировала Крым. А США и Великобритания никаких действий, кроме «выражения возмущения» так и не предприняли. Соответственно, теперь и Украина может считать себя свободной от «ядерных» обязательств. Другой вопрос – нужно ли ей это на самом деле?
Тут, кстати, стоит вспомнить, что не так давно министр обороны Украины рассказал на своей странице в Facebook, что Россия прежде заявляла о возможности применения ядерного оружия. «По неофициальным каналам российская сторона уже несколько раз угрожала, что в случае продолжения сопротивления, они готовы применить против нас тактическое ядерное оружие», – написал он.
МИД России тогда болезненно отреагировал на высказывание Валерия Гелетея. «Степень адекватности главы военного ведомства Украины, опубликовавшего на своей странице в "Фейсбуке" упомянутый пост, – предмет для исследования специалистов не в военной области», – говорилось в последовавшем комментарии российского внешнеполитического ведомства.
«Безусловно, это попытка украинских властей надавить. Но надавить совсем не на Москву, а на Европу. Для которой катастрофой станет любой ядерный инцидент на ее восточных окраинах, – говорит сотрудник Отдела восточноевропейских исследований Института Европы РАН Мария Топалова. – Очевидно, что Киев делает ставку на испуг Европы. Напоминает, что загнанная в угол страна становится опасной, как и загнанное в угол животное. То есть либо объединенная Европа вместе с США сейчас реально помогут киевским властям сохранить территориальную целостность страны, либо Украина ухватится за ядерную дубинку, как за последний для себя вариант. При этом никто – ни на Западе, ни на Востоке, – не сомневается, что у Украины есть и технологии, и специалисты, и расщепляющиеся материалы для производства собственных ядерных зарядов».
Можно предположить, что если Украина даст хоть какое-нибудь развитие словам Валерия Гелетея о собственном ядерном оружии, мы очень быстро увидим в Минске новые переговоры по «украинской проблеме» уже не только с Путиным, Назарбаевым и Порошенко, а тогда уже и с Меркель, Олландом и даже Обамой.