Но действия белорусского правительства наносят больший ущерб.
Европейский банк реконструкции и развития озвучил свой прогноз на ближайшее будущее для России. Из него следует, что Россию ждет стагнация до конца этого года, а также ожидается рост инфляции и упадок международного бизнеса. О том, как санкции в отношении России затронут Беларусь charter97.org поинтересовалась у экономиста Леонида Заико.
— По мнению европейских экономистов, будущее России выглядит неутешительно и экономика начнет рассыпаться уже в самые ближайшие месяцы.
— Для кого-то это паника. Масса людей может обсуждать санкции, смаковать их или, наоборот, плакать. В реальности, санкции направлены на развитие военно-промышленного комплекса России. Россия обнаружила полный провал в сфере авиационного строения, в ряде отраслей электроники, в сфере высокотехнологичных подотраслей как производство техники для бурения и так далее. Я бы сказал, что существует достаточно узкий взгляд на санкции, как на то, что нанесет ущерб. Так и должно происходить. Но с точки зрения специалиста в области стратегии развития, я хочу сказать, что эти санкции были очень нужны России. Потому что на данный момент эта страна сидит на углеводородном наркотике, а санкции могут стать мотивацией для развития.
— Но чтобы развиваться, необходим инновационный, современный подход руководства страны и отсутствие коррупции. Но ведь это же не про Россию и не про Беларусь.
— Если бы Беларусь обнаружила определенный уровень стратегического мышления у правительства, о чем мне пока сложно говорить утвердительно, то наша страна могла бы резко выйти вперед в сфере развития новых технологических отраслей. Это, скорее всего, была бы авиационная промышленность, также это могла бы быть военная промышленность. Судя по всему, Россия будет продолжать производство ракетной техники на белорусских «колесах». В значительной степени может развиться электронное машиностроение. Но это с точки зрения стратегии развития.
— А что будет происходить экономикой Беларуси в контексте санкций в отношении России на самом деле?
— На сегодняшний день имеются такие реальные проблемы как недостаточное количество инвестиций и свободного капитала. Также происходит девальвация российского рубля, и вслед за ним белорусский рубль будет испытывать на себе это давление. Наша валюта не будет девальвироваться с такой скоростью, а значит наша продукция будет дорожать на российском рынке. Следовательно, снизится конкурентоспособность белорусской продукции в России. Может наблюдаться снижение спроса в ряде отраслей. Особенно тех проектов, где было рассчитано использование западного капитала. Это и строительные проекты, и проекты развития инфраструктуры. Здесь могут снизиться заказы и для белорусских строителей, и для тех, кто был вовлечен в кооперативные сделки, в поставки оборудования и строительных материалов.
Вот, например, с цементом получилось смешная ситуация. Белорусское правительство так размечталось о большом цементном рынке, что взяли у китайцев кредит, увеличили производство, а цены на белорусский цемент выше, чем на российский. То есть на аналогичных рынках, в том же Питере, в центральной России, мы проигрываем по ценам. А теперь даже решили опять где-то брать кредиты, и строить дороги из бетона. Это совершенно смешной пример для учебников. Как берут кредиты, модернизируют заводы, а потом оказывается, что продукции столько не нужно и ее не знают, куда девать. В итоге, находят другое применение излишкам, но для этого снова берут кредиты - как вышло с бетонными дорогами. Это учебные ошибки белорусского правительства. На мой взгляд, санкции по России наносят Беларуси меньший ущерб, чем деятельность собственного правительства.
Напомним, 12 сентября вступил в силу очередной пакет санкций ЕС против России, подготовленный после начала открытого вторжения войск РФ в Украину. Предыдущие санкции, хотя и отразились не экономике РФ, не заставили Путина прекратить поддержку сепаратистов в Донбассе и свернуть агрессию против Украины. Вступившие в силу 12 сентября санкции сильнее всего ударят по нефтяной отрасли РФ (в списке три крупнейшие российские компании: «Газпромнефть», «Роснефть», «Транснефть»), военно-промышленному комплексу (под санкции попали «Оборонпром», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Уралвагонзавод»), финансовому сектору (ограничен доступ к финансовым рынкам для ВТБ, ВЭБ, «Сбербанка», Россельхозбанка, Газпромбанка). Персонами нон-грата в ЕС стали еще 24 человека, среди которых т.н. «премьер» ДНР Захарченко, ряд лиц из его окружения, глава российской ЛДПР Владимир Жириновский, руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев и другие.