Активно изучают экономические тенденции в стране не только правительственные структуры, которые редко делятся своим истинным видением происходящего, но и банки.
Взгляд последних особенно интересен, поскольку позволяет неангажированным образом посмотреть на экономические тенденции.
Интернет-газета Naviny.by ознакомилась с отчетами нескольких коммерческих банков, чтобы оценить экономическую ситуацию в стране.
Серьезные негативные тенденции
Ситуация в белорусской экономике пока спокойная — население это ощущает, поглядывая перманентно на табло с котировками, которое висит в каждом обменном пункте. Надо сказать, что белорусские банки до конца текущего года не ожидают каких-либо шоков на финансовом рынке и предполагают, что курс белорусского рубля будет плавно ослабевать. Под чутким руководством Национального банка.
«При сохранении текущей тенденции на ослабление белорусского рубля по отношению к доллару на 100-120 рублей в месяц, на конец года курс составит 10 880 — 10 950 рублей за доллар. Таким образом, плавная девальвация рубля по итогам 2014 г. не превысит значения в 15%», — говорится в сентябрьском макроэкономическом обзоре, который подготовил «БСБ Банк».
В то же время специалисты банка констатируют, что на фоне относительной стабильности на финансовом рынке в экономике страны сохраняется «ряд серьезных негативных тенденций».
В их числе — отрицательный вклад промышленности и сельского хозяйства в темпы экономического роста; достаточно высокие темпы роста цен (инфляция по итогам года ожидается на уровне 17,3%); высокий уровень складских запасов и в связи с этим ухудшение финансового положения предприятий.
Судя по материалам, с которыми ознакомилась интернет-газета Naviny.by, белорусские банки не видят системных мер со стороны государства, направленных на решение глубинных проблем национальной экономики.
«В части приватизации и реформирования экономики по-прежнему реальных и завершенных проектов нет. Имеются одни лишь планы», — говорится в материалах одного из белорусских банков с иностранным капиталом, с которыми ознакомилась интернет-газета Naviny.by.
Достигнутое положительное сальдо в торговом балансе Беларуси банкиры характеризуют как позитивный факт, однако предполагают, что он может быть временным.
«Достигнутые положительные эффекты носят временный характер. По-прежнему нет системных мер по решению проблем энергозависимости, импортоемкости экономики, низкой конкурентоспособность продукции», — полагают профильные специалисты одного из белорусских банков.
Экономисты обращают внимание, что плюсовое сальдо во внешней торговле произошло благодаря снижению объемов импорта, и в будущем эта ситуация может поменяться.
Напомним, в январе-июле 2014 года положительное сальдо торгового баланса Беларуси оставило 456,9 млн. долларов (против отрицательного сальдо в размере 436,6 млн. долларов за аналогичный период прошлого года).
Однако обращает на себя внимание тот факт, что позитивные тенденции в торговом балансе Беларуси сходят на нет.
Так, если в первом квартале величина положительного сальдо, согласно данным Нацбанка, составляла 413,8 млн. долларов, то во втором квартале 2014-го — всего 55,8 млн. долларов. В июле 2014 года сальдо торгового баланса Беларуси было уже отрицательным и составило 12,7 млн. долларов.
Белорусские экономисты отмечают, что положительное сальдо торгового баланса в первой половине года обеспечили конъюнктурные факторы.
«Положительное сальдо торгового баланса в первой половине года было обусловлено, главным образом, увеличением экспорта калийных удобрений в 1,5 раза и снижением объема импорта, что объясняется сокращением производства в импортоемких отраслях белорусской промышленности», — отмечает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
В последние месяцы, добавляет он, объемы промышленного производства стали восстанавливаться, поэтому существуют основания полагать, что объемы импорта вырастут.
Кроме этого, предполагает экономист, для поддержания более-менее приемлемых темпов экономического роста власти могут пойти на стимулирование инвестиционной активности, что также может выразиться в увеличении объемов инвестиционного импорта.
Поэтому результаты внешней торговли во второй половине года могут быть хуже, чем в первом полугодии, предполагают эксперты.
«Нынешняя стабильность на денежном рынке иллюзорная. Российский двухмиллиардный кредит успокоил рынок, но причины наших проблем не устранил. Когда сальдо торгового баланса начнет ухудшаться, золотовалютные резервы пойдут вниз, ситуация на денежном рынке вновь может стать напряженной», — говорит Дмитрий Крук.
Внешние шоки для белорусской экономики
Помимо внутренних угроз, связанных с возможным ухудшением торгового баланса, банки выделяют также внешние факторы, которые могут повлиять на положение дел в белорусской экономике.
Экономисты белорусских банков обращают внимание на тот факт, что ситуация вокруг Украины отрицательно влияет на экономику России, которая является ключевым торговым партнером Беларуси. Белорусские банкиры констатируют, что напряженные отношения с Западом уже привели к ослаблению российского рубля и усилили отток капитала из России.
«Замедление темпов роста в российской экономике может отрицательно отразиться на экономическом росте Беларуси», — говорится в макроэкономическом обзоре «БСБ Банка».
Кстати, на минувшей неделе в российском правительстве обсуждался среднесрочный прогноз экономического развития России. Минэкономразвития РФ, учитывая влияние санкций на российскую экономику, пересмотрело прогноз по экономическому росту. Если ранее ожидался рост ВВП России на 2% в 2015 году, то теперь российское экономическое ведомство прогнозирует более скромный рост в будущем году — 1,2%.
Учитывая прямую зависимость белорусской экономики от российской, можно смело предположить, что и экономика Беларуси почувствует влияние западных санкций.
По мнению белорусских экономистов, влияние западных санкций может почувствовать и корпоративный сектор Беларуси. К настоящему времени, как известно, в отношении российских банков, чьи «дочки» работают в Беларуси, действуют западные санкции.
«На фоне санкций белорусские банки с российским капиталом могут столкнуться с определенным оттоком средств российских акционеров вкупе с удорожанием ресурсов, предоставляемых российскими материнскими банками», — полагает финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
К слову, Министерство промышленности России уже заявило о том, что российские банки, в отношении которых действуют западные санкции, повысили стоимость кредитов для реального сектора. Не исключено, что аналогичные последствия западных санкций могут почувствовать и белорусские предприятия, привлекающие финансирование у российских банков.
Аналитики усматривают и иные риски влияния западных санкций на Беларусь.
«На фоне усиления геополитических рисков и введения экономических санкций отмечается снижение обменного курса российского рубля, что приводит к падению ценовой конкурентоспособности белорусских компаний на российском рынке», — отмечает Александр Муха.
Следует обратить внимание и на еще один серьезный риск, реализация которого может существенным образом повлиять на состояние белорусской экономики. По мнению экспертов, отрицательно сказаться на финансовом рынке Беларуси может «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, на который собирается пойти Россия.
Суть маневра, напомним, заключается в перераспределении налоговой нагрузки в нефтяной отрасли, то есть в резком снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и одновременно — в резком повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Ранее белорусские власти договорились с Кремлем, что Беларусь в 2015 году сможет оставить в своем бюджете 1,5 млрд. долларов вывозных пошлин на нефтепродукты, которые в настоящее время полностью перечисляет в бюджет России. Однако сейчас выясняется, что размер экспортной пошлины на углеводороды, величину которой Беларусь унифицировала с Россией, может резко снизиться в связи с «налоговым маневром».
По оценкам экономистов Исследовательского центра ИПМ, в 2015 году Беларусь может недополучить до 1 млрд. долларов в связи с российским маневром. Сумма по белорусским меркам солидная, ее потеря крайне нежелательна для Беларуси, финансовая стабильность которой остается весьма хрупкой.
Дмитрий Заяц, «Белорусские новости»