Несколько раз читал в прессе размышления журналистов о том, где в Минске самые тусовочные места.
Именно «размышления»: правды в этих опусах было немного по той простой причине, что авторы их никакого отношения к этим местам не имели. В 90-х и 2000-х в разных скверах и аллеях я протер немало пар джинс и разницу между реальностью и журналистскими текстами вижу. Здесь — моя правда о том, где, когда и кто тусовался в Минске. Начнем со времен динозавров — это будет единственное место, сборы на котором я не застал. Угол улиц Якуба Коласа и Сурганова, пятачок, ныне застроенный «Молодежным центром «Айсберг», славился уличной пивной разливайкой и бетонными массивными столами. Столы просуществовали до начала стройки упомянутого центра, а вот тусовка растворилась еще в первой половине 90-х. Пожалуй, это было первое место в Минске, где собирались неформалы — металлисты, панки и прочая братва. Днем — прохожие пили пиво, вечером — общались молодые ребята
Площадь у Филармонии, она же «Фила». Место оффлайновых встреч чатлан Минска в начале 2000-х. Собирались здесь по средам (приходило больше людей) и субботам. В зимнее время года перебирались в длинный подземный переход к Комаровскому рынку на улицу Хоружей. В наиболее популярные времена здесь можно было увидеть до сотни человек из числа участников chat.by и slon.nsys.by
За зданием филармонии в безымянном тогда сквере собирались толкиенисты и прочие вштыренные на фэнтези и реконструкцию ребята. Тусовка была очень нестройной, как правило, собирались так же в среду, как и компьютерщики. Место называли «Камни», но особой популярности оно не имело.
Остальные места сконцентрированы в центре города. Совсем-совсем микроскопическая тусовка на «Квадратах» — лавочках с левой части Дворца Республики — привлекала минимальное количество неформалов и альтернативщиков. Существовала ограниченное количество времени. Ее мы пропускаем. У Александровского сквера, известного как Паниковка, длинная тусовочная история и много мифов. Чего я только не слышал про Панику! Мол, тут общались и голубые, и скинхеды, и металлисты, а лучше — все вместе! На самом деле нет. Паниковка была известным в городе сквером, где просто пили алкоголь. Все кому не лень. Здесь с одинаковой вероятностью можно было встретить ребят с заводских окраин, художников, заезжих и проч. и проч.
Место без своей атмосферы и устойчивого сообщества. При этом существующее под окнами администрации президента… Сейчас кажется нонсенсом, тогда — обыденная штука. Уголок улицы Ленина и проспекта Независимости. Собственного имени не имел, кое-кто называл его «Клоунадником». Место встречи ребят побогаче, такой себе оффлайновый «ВКонтакте» во времена, когда социальных сетей еще не было и в помине. Здесь, в отличие от Паниковки, было свое устойчивое сообщество, как я уже писал выше, — ребят с деньгами (родительскими
«Труба» и «Малая труба» — подземные переходы около Энгельса (где вход в метро) и Ленина соответственно. В основной «Трубе» тусовались в конце 90-х, пока оттуда не выгнали правоохранительные органы. Тусовка неформалов организовалась вокруг торговой точки господина Селиванова, предводителя ВИА «Красные Звезды». Селиванов торговал редкими фильмами и музыкой (цены, к слову, держал высокие). «Грицевца» — старейшая и одна из самых долгоживущих тусовок Минска — располагалась в одноименном сквере на улице Ленина. Традиционное место сбора металлистов, позже переименовавших тусовку в «Аллейку». Сейчас практически не функционирует, хотя продержалась почти 20 лет. Невероятно по столичным меркам.
Сквер напротив через проспект по улице Ленина изредка называли «Сосиской». Место, опять же, никогда не имело никакого устойчивого сообщества. Так, залетные, приезжие, мальчики с «Клоунадника». Перестало существовать с реконструкцией улицы и устройством фонтанов. «Художка» — легенда тусовочных мест Минска — нынешний сквер на площади Свободы. «Художка» умерла вместе с переносом вернисажа за Дворец профсоюзов и строительством Ратуши. Принимала в свои ряды всех кого угодно. Место было конфликтным, нередки драки со скинхедами и просто пьяницами. С «Художки» вылупилось не одно поколение неформалов Минска.
«Пьяный дворик» — двор жилого дома с «Макдональдсом» — ошибочно считался местом сбора групп увлеченных людей, но на самом деле если там кто чем и увлекался, то алкоголем. Место часто облюбовывали ребята с бритыми головами, но их активно гонял ОМОН. Наконец, «Феликс» — сквер имени Железного Человека по улице Комсомольской — вопреки легендам как тусовочное место известен не так давно, примерно 10 лет назад. Стал популярным у металлистов после начала реконструкции сквера Грицевца — часть тусовки отделилась, часть «терпела» и дождалась окончания ремонта. В целом Феликс был одним из самых атмосферных мест города в середине 2000-х, но большинство его обитателей со временем проиграли битву с зеленым змием и тусовка заметно деградировала.
Что-то упустил? Добавляйте в комментариях!
P.S. Благодарю Line Pescado за фотосъемку!
Денис Блищ. blisch.by