Ленты ведущих информагенств облетела новость, претендующая на сенсацию.
Белстат опубликовал данные о внешней торговле за январь-июль, и выяснилось, что импорт легковых автомобилей из России в Беларусь вырос в июле в 8 (!) раз относительно среднемесячного показателя текущего года, пишет «Ежедневник».
За один только июль юридическими лицами ввезено из России 10 679 легковых автомобилей, при этом за предыдущие шесть месяцев всего 7 829 шт.
Очевидно, что всплески рыночной коньюктуры такие мощные потоки не формируют.
Итак, кто ввозил?
Ответ очевиден, организации, подающие статистические декларации.
Что ввозили?
С учетом действующих запредельных ставок утилизационного сбора на «бэу» автомобили для юридических лиц смею предположить, что это новые легковые автомобили.
Кому и зачем нужно было на порядок увеличить импорт автомобилей именно из РФ?
Если это не ошибка Белстата, то напрашивается лишь один ответ: ввоз осуществлялся с целью успеть принять на учет легковые автомобили до даты вступления в силу нынче популярного у импортеров Указа № 361.
Если это предположение верно, то белорусский бизнес в очередной раз продемонстрировал способность обходить любую непродуманную затею чиновников.
Почему из РФ?
С момента появления Указа 361 до даты вступления его в силу было слишком мало времени, чтобы привезти автомобили издалека. Да и в отсутствие таможенной границы с Россией фактический ввоз и «бумажный ввоз» могут отличаться. В столь короткие сроки дополнительно произвести и ввезти в Беларусь большой объем автомобилей было невозможно. Такие автомобили должны были стоять уже произведенные на «стоках» резидентов Российской Федерации.
Импорт легковых автомобилей в июле из других стран остался примерно на уровне июня.
Какова выгода ввозивших импортеров?
Учитывая объемы ввоза, импортеру можно больше не ввозить автомобили до конца года и избежать негативного воздействия нормы пп.1.5. Указа. То есть весь ввозной НДС будет приниматься к вычету в общем порядке.
В чем недостатки подобной «оптимизации»?
По ввезенным автомобилям пришлось сразу (по сроку 22 августа) уплатить большую сумму НДС. При стоимости ввезенных в июле автомобилей 157 916,6 тыс. долларов сумма НДС составила 31 583,32 тыс. долларов. Зато наверняка в октябре, а может еще и в январе 2015 года платежей в бюджет по НДС у импортера не будет.
В этом, соответственно, выгоды и проблемы для бюджета. В августе бюджет внепланово пополнили, в последующие налоговые периоды от данных плательщиков платежей не будет.
Спровоцированный (заметьте, возможно принятым для борьбы с импортом(!) Указом 361) большой импорт автомобилей в июле потребуется оплатить. А это - избыточное давление на резервы НБ РБ и курс в конкретном периоде.
Ввоз легковых автомобилей физическими лицами, включая новые и «бэу», в том числе из Российской Федерации, остался на обычном среднемесячном уровне – 3 572 автомобиля. Да и продажи новых легковых автомобилей в июле-сентябре выросли всего на 20% к соответствующему периоду прошлого года.
Поэтому не стоит полагать, что большой импорт в июле означает рост рынка продаж легковых автомобилей.
Если предположение о «регулирующем воздействии» Указа 361 на импорт в июле верно, то статистика августа покажет резкое падение импорта легковых автомобилей из России.
Поживем-увидим…