Комбинация высокого уровня образования, низких издержек и вестернизированного молодого поколения представляют собой многообещающее сочетание.
Йонуту Будиштэну (Ionut Budisteanu) было 19 лет, когда он понял, что может добиться более значительных результатов, чем Google. Г-н Будиштэну, румынский студент с исключительными способностями в области компьютеров, заинтересовался технологиями, которые лежат в основе широко разрекламированных самоуправляемых автомобилей Google.
Тогда он понял, что может создать такой же автомобиль за гораздо меньшие деньги. Его система стоит всего 4000 долларов, тогда как стоимость автомобиля Google, который многие называют будущим транспорта, достигает 75 тысяч долларов.
Г-н Будиштэну и созданный им самоуправляемый автомобиль находятся на передовой технологической революции в Центральной и Восточной Европе.
Предприниматели, программисты и разработчики программного обеспечения из этого региона, получившие математическое и инженерное образование мирового уровня, вызывают интерес инвесторов и крупнейших международных компаний, работающих в сфере информационных технологий, и создают этому региону репутацию нового центра высоких технологий.
«В Центральной Европе есть большое количество умных людей, которые хотят создавать что-то новое, — говорит г-н Будиштэну, которому сейчас 20 лет. — Насколько мне известно, по числу экспертов в сфере информационных технологий Румыния занимает первое место в Европе и пятое место в мире. Первая искра, первый шаг — это самое важное для создателя, для такого человека, увлеченного своим делом, как я».
Центральная и Восточная Европа, которую до финансового кризиса 2008 года мировые инвесторы считали ключевым растущим рынком, снова завоевывает репутацию места вложения иностранного капитала, и самым важным сегментом там являются информационные технологии.
Г-н Будиштэну стал одним из 100 изобретателей из Центральной и Восточной Европы, выбранных в рамках проекта New Europe 100, направленного на повышение авторитета и значения начинающих предпринимателей и стартапов этого региона.
«Согласно общепринятым стереотипам, промышленность этого региона ограничивается обрабатывающим производством и производством основных продуктов. Но ситуация стремительно меняется, и именно эти люди стали инициаторами перемен», — говорит Войцех Пшибыльский (Wojciech Przybylski), главный редактор польского политико-культурного журнала Res Publica, составившего этот список при поддержке Google, Вышеградского фонда, который продвигает идеи более тесной интеграции внутри региона, и издания Financial Times.
«Эти 100 человек являются лицами нового региона, и их имена изменят облик этой части мира».
Создание новой Кремниевой долины — имеется в виду район на севере штата Калифорния, где расположены крупнейшие и наиболее влиятельные технологические компании в мире — это мечта сотен стран и городов, от Лондона и Берлина до Бангалора и Пекина.
Однако, по словам инвесторов, вкладывающих деньги в Восточную Европу, комбинация высокого уровня математического образования, низких издержек и глобализированного, вестернизированного молодого поколения представляют собой чрезвычайно многообещающее сочетание.
«Мы наблюдаем рост степени уверенности в своих силах среди тех, кто воспитывался уже не при коммунизме, кто относится к миру совершенно иначе, чем их родители», — говорит Джек Стэк (Jack Stack), председатель наблюдательного совета Ceska Sporiteln, крупнейшего банка в Чешской республике.
«Если говорить о частных инвестициях, если говорить об инвестициях в целом, люди начинают гораздо пристальнее приглядываться к Центральной и Восточной Европе. Существует огромный интерес к возможностям этого региона».
Помимо г-на Будиштэну, который в настоящий момент запускает краудсорсинговую кампанию по сбору средств на реализацию его проекта, в список New Europe 100 попали венгерский доктор, который создал сайт медицинских консультаций, группа польских студентов, построивших робота, способного работать в условиях Марса, который получил несколько наград, а также изобретатель летающего автомобиля из Словакии. «Google начинался как гаражный стартап, и мы знаем, что инновации и великие идеи могут возникнуть где угодно, — говорит Агата Вацлавик-Вейман (Agata Waclawik-Wejman), глава отдела политики Google в Центральной и Восточной Европе. — Спустя 25 лет после падения коммунизма этот регион в целом достиг того уровня свободы и экономического развития, который может стать импульсом для развития его творческого потенциала и инноваций».
Google, Res Publica и группа экспертов, принимавших участие в составлении списка New Europe 100, надеются, что признание, которое придет к этим людям вместе с включением их в этот список, поможет им привлечь к себе внимание, заинтересовать инвесторов и найти потенциальных деловых партнеров.
«Мы уже видели, как всего за 25 лет инновации и предпринимательская деятельность изменили внешний облик Польши, — объясняет г-жа Вацлавик-Вейман. — Примерно 10 лет назад речь шла о том, чтобы не отставать от остального мира, однако сегодня польские предприниматели решительно настроены сталь лучшими в мире».
Разумеется, на этом пути есть масса препятствий.
В Центральной и Восточной Европе на исследования и развитие тратится примерно 1% ВВП этого региона, согласно данным консалтинговой компании McKinsey. Для сравнения, в Западной Европе на эти цели расходуется примерно 2% ВВП, а в странах БРИК — в Бразилии, России, Индии и Китае — приблизительно 1,5% их ВВП.
Низкий уровень экономической эффективности и темпов роста капиталовложений по сравнению с другими развивающимися экономиками стал очевидным, когда поток иностранных инвестиций сначала замедлился, а затем полностью иссяк после финансового кризиса 2008 года.
Однако некоторые эксперты считают, что число предпринимателей и технологических стартапов почти не зависит от выше перечисленных факторов.
Грэм Конлон (Graham Conlon), глава отдела слияний, поглощений и прямых инвестиций компании CMS, объясняет это следующим образом: «Восточная Европа дала нам множество очень образованных молодых людей, которые отлично разбираются в технологиях. Это конек восточноевропейских рынков. В регионе сейчас работает множество весьма успешных IT-компаний».
Он добавляет: «Восточная Европа стремительно развивается, поэтому ее умело управляемые компании могут рассчитывать на финансирование. Существует ряд венчурных компаний и фондов прямого инвестирования, которые работают исключительно с этим регионом».
Некоторые достаточно зрелые технологические компании этого региона уже начали привлекать внимание международных инвесторов.
По мнению г-на Стэка из Ceska Sporitelna, уровень роста заинтересованности иностранных инвесторов в этом регионе за последние девять месяцев примерно равен уровню роста заинтересованности с 2009 по 2013 год.
В марте компания CVC Capital Partners, занимающаяся прямым инвестированием, вложила средства в чешскую компанию Avast, разрабатывающую средства защиты программного обеспечения, оценив этот бизнес в 1 миллиард долларов.
В прошлом году на долю секторов коммуникационных и компьютерных технологий и потребительской электроники пришлось около 20% всех частных инвестиций в этом регионе, согласно данным, предоставленным Европейской ассоциацией прямых частных инвестиций и венчурного капитала.
По словам наблюдателей, после финансирования восточноевропейские предприниматели больше всего нуждаются в лидерских навыках, которые они могут приобрести посредством образовательных центров или путем взаимодействия с правлениями инвестиционных компаний.
«Мы имеем дело с молодыми людьми, начинающими свое дело, — говорит г-н Конлон из CMS. — Они успели попутешествовать. Они получили образование за границей, и их мировоззрение можно назвать западным. Мы, несомненно, наблюдаем сдвиг в наборе навыков и менталитете».
«Однако, в отличие от компаний Кремниевой долины, у них, возможно, и есть блестящие идеи…, но им зачастую не хватает опыта в управлении деловым предприятием и в его развитии».
Компания Microsoft создала свои инновационные центры по всему региону, в том числе в Польше, Румынии и Венгрии, чтобы поддержать местных предпринимателей. Кроме того она открыла два филиала Microsoft Ventures в Болгарии и на Украине.
Руководители этой американской технологической компании надеются, что, предоставив стартапам ресурсы, такие как программное обеспечение и тестовое оборудование, и оказав помощь в подготовке молодых компаний к выходу на мировые рынки, она сможет заложить основы того потенциала, который станет движущей силой мировых компаний будущего.
«Предпринимательская деятельность — это главный источник экономического роста в Центральной и Восточной Европе», — считает Дон Грэнтэм (Don Grantham), президент корпорации Microsoft по странам Центральной и Восточной Европы.
«Привлечение инвестиций является ключевым фактором повышения уровня производительности, экономического развития и процветания этого региона, то есть ключевым фактором повышения авторитета Центральной и Восточной Европы в мировой экономике».
Генри Фой, Financial Times, перевод — Иносми.ру