Известный историк считает, что вскоре в жизни белорусов все резко изменится – «будет тяжело, но – интересно».
О своей издательской деятельности и взглядах на гражданское общество Анатолий Тарас рассказал в интервью «Радыё Свабода».
– Вы в молодости были мастером рукопашного боя…
– Никогда не называл себя мастером – это ко многому обязывает. Просто – инструктор. Что касается черного пояса, то он – всего лишь свидетельство квалификации.
– Кого или чего боитесь сейчас?
– И тогда, и сейчас только одного – оружия. Потому что от пули не спрячешься… А что касается человека, если кто-то захочет что-то со мной сделать, то ему будет плохо…
– Какие уроки вам дала служба в ГРУ?
– Когда я несколько лет исполнял там обязательства аналитика, научился работать с информацией. Благодаря тем методам сейчас и выдаю одну книгу за другой.
– Правда ли, что нет бывших чекистов?
– Главная военная разведка – это не Комитет государственной безопасности. Они – чекисты – всегда были нашими врагами и конкурентами. Нет, чекистом себя никогда не считал. Наоборот: за время службы из человека, который относился к властям положительно, сделался убежденным антисоветчиком и антикоммунистом.
– Сегодняшняя белорусская разведка выглядит достойно?
– По правде, плохо знаю, чем они занимаются. Но из фрагментарных наблюдений имею основание полагать, что в некоторых вопросах – например борьбе с наркотрафиком, хорошо работают. А вот контроль за политической деятельностью, стремление бороться с оппозицией – это все делается очень непрофессионально. Слишком много глупости.
– Как-то вы сказали, что «погоду в стране» может создать пассионарная часть населения, если она составит до 6 процентов населения – грубо говоря, полмиллиона активных белорусов. Можете продолжить эту тему? Имею в виду, сколько сейчас граждан в стране, какая вообще белорусская гражданская динамика…
– Пока что продолжаем жить в болоте. Но через два-три года начнутся изменения. Причем резко. Как для властей, так и для общества – для всех. Потому что эти процессы более сильные, чем желания, мысли, стремления каждого из нас в отдельности. Они выше личности. Я считаю, еще года-два – и все начнется. Будет тяжело, но – интересно.
– Каким своим издательским проектом гордитесь больше всего?
– Последним – «Неизвестная история». В нем уже издано семь книг, и все мне нравятся. Две написал сам, еще одну составил, остальные делали другие люди. Сейчас готовлю к печати еще три книги.
– Наблюдая со стороны, они очень популярные. Ну а вам, издателю, что от той популярности?
– Ничего. Хоть некоторые кричат, что якобы мне за те издания платят западные спецслужбы, на самом деле получаю очень маленькие редакторские гонорары. Но читатели в основном хорошо отзываются, часто приглашают на встречи, вот и вчера хорошо поговорили со студентами… И не только об истории – о будущем также.
– А ощущаете ли вы к себе внимание со стороны профессиональных историков?
– Нет.
– Почему?
– Ну почему-почему… Потому что историки – люди очень осторожные…
– Скажите честно: завидуют вам?
– Некоторые – да. Потому что появился какой-то Тарас, ежегодно издает по несколько книг, и все на слуху. Такое не прощают!
– В ваших книгах много критики как в адрес России, так и Польши. Реакцию оттуда чувствуете на свою «антироссийскость» и «антипольскость»?
– Ну, антипольскости у меня никакой… Я к полякам отношусь хорошо, только критично. Например, если брать 1920-1930-е, то их национальная политика была совсем плохой. Понятно, такие оценки в Польше не нравятся. Однако – тихо. Другое дело – россияне. От них начитался, наслушался и оскорблений, и угроз. Лжи много…
– Хоть вы и опираетесь на исследования как раз известных российских историков?
– А что из этого? У них брал только факты, а выводы, интерпретация – моя!
– Что вы отвечаете тем, кто считает вас издателем «шовинистической литературы»?
– Есть и такие? Хм… Имеют право… Только мне от их оценок ни холодно, ни жарко: много в мире глупости!
Анатолию Тарасу 65 лет. Он родился на Гомельщине, в семье кадрового офицера советской военной разведки. Служил в ГРУ. В 1972 году закончил философское отделение БГУ. В 1979 – Академию педагогических наук в Москве. Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную преступности подростков и молодежи. Последние 18 лет занимается издательской деятельностью. Основатель серии «Неизвестная история».