Несмотря на обвинительный приговор, Юрий Рубцов все-таки одержал свою маленькую победу.
В понедельник суд Центрального района Минска приговорил к полутора годам ограничения свободы оппозиционного активиста. Юрия Рубцова судили по статье «оскорбление судьи или народного заседателя», судья Наталья Войцехович признала его виновным. Поводом для суда стала обычная футболка.
Неприятности у Юрия Рубцова начались 26 апреля, в годовщину чернобыльской катастрофы, когда в Минске традиционно проводится акция оппозиции «Чарнобыльскі шлях». На митинг Юрий Рубцов приехал в футболке с надписью «Лукашенко, уходи!». И, разумеется, был арестован.
28 апреля, после двух суток в центре изоляции правонарушителей, Рубцова полуголым (футболку с надписью отобрали) привезли в суд Советского района Минска, где судья Кирилл Полулех приговорил его аж к 25 суткам ареста за «мелкое хулиганство» и «неподчинение законным требованиям должностного лица при исполнении служебных полномочий».
Все 25 суток Рубцов держал голодовку. После отбывания ареста его не выпустили из тюрьмы, у стен которой собрались журналисты, правозащитники и друзья Юрия, а отвезли на вокзал. Футболку, конечно, не вернули. Но на гомельском вокзале, куда Рубцов приехал из Минска, его уже ждали местные милиционеры. И в Гомеле ему добавили еще пять суток. После тридцатидневной голодовки Рубцов уехал не домой, а в больницу.
А в августе стало известно, что против гомельчанина возбуждено теперь уже уголовное дело — за оскорбление того самого судьи Полулеха, отправившего его почти на месяц в тюрьму за надпись на майке. Полулех утверждал, что после приговора Рубцов назвал его подонком. Рубцов же говорил, что сказал другое: «Это не суд, а судилище».
Любопытно, что тот административный процесс почему-то был закрытым. То есть свидетелей защиты не могло быть по определению, поскольку в зале присутствовали лишь судья, секретарь суда и двое конвойных. А конвойные вместе с секретарем, естественно, стали свидетелями обвинения. И еще: на том судебном заседании не велась аудиозапись, так что установить, кто и что на самом деле там говорил, невозможно.
Несмотря на обвинительный приговор, Юрий Рубцов все-таки одержал свою маленькую победу: он явился в суд в точной копии той самой футболки с надписью «Лукашенко, уходи!». В ней и ушел из здания суда — под подписку о невыезде до вступления приговора в силу.
Ирина Халип, «Новая газета»