Причиной смерти алтайской «принцессы» стало тяжелейшее заболевание — рак груди. Это удалось обнаружить благодаря детальному исследованию костных и мягких тканей мумии, проведенному в 2010 году в Международном томографическом центре Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск). Об этом говорится в исследовании археолога Натальи Полосьмак из Института археологии и этнографии СО РАН.
«Замерзшее» погребение с мумией молодой женщины и набором предметов, сопровождавшим ее в загробную жизнь, было обнаружено в ходе археологических раскопок, проходивших в Восточном Алтае на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. На особый статус этой женщины, помимо необычного сопровождения, указывал сам одинокий курган (около 18 метров в диаметре), расположенный на видном открытом месте в долине реки Ак-Алаха притом, что для пазырыкской культуры, к которому относится захоронение, характерны семейно-родовые кладбища, состоящие из многих курганов, расположенных цепочкой. Согласно предположению ученых, это может указывать на безбрачие, что, по этнографическим данным, характерно для шаманок.
Важнейшей частью погребального обряда являлась мумификация, степень которой также свидетельствует о высоком статусе женщины: во время мумификации было проведено максимальное число операций, что роднит захоронение алтайской «принцессы» с погребениями в «царских» курганах Пазырыка.
В результате томографического исследования ученым удалось установить, что в детском или юношеском возрасте женщина переболела остеомиелитом. Причины данного заболевания кроются в неблагоприятных условиях жизни и травмах. Остеомиелит сопровождается болями и генерализованным инфекционным процессом. Когда представительнице пазырыкской культуры было за 20 лет, она заболела другим тяжелым заболеванием — раком груди. «На свою последнюю зимовку на Укок в октябре она приехала уже совершенно больной: говоря современным языком, у нее диагностирована 4-я, последняя, стадия рака молочной железы», — указывает в своей статье Полосьмак.
Уже в таком состоянии женщина, вероятно, упала с лошади и получила тяжелые травмы: пострадали правый висок, правое плечо и правый тазобедренный сустав. Правая рука, видимо, не была повреждена, но ученые полагают, что к этому времени конечность уже бездействовала, о чем свидетельствует патологическое изменение ее тканей, отражающее процесс распада живой ткани. Тем не менее «принцесса» осталась жива. «Больную женщину не бросили, не убили, избавляя от страданий, но взяли с собой. И оказавшись на Укоке, она, очевидно, уже больше не вставала», — пишет Полосьмак. Смерть наступила либо в январе, либо в марте, захоронение произошло в середине июня.
Результаты томографического исследования мумии подтвердили наше предположение, что данная женщина имела особый статус. Она «была той, которую можно назвать избранницей духов», — заключает член-корреспондент РАН, доктор исторических наук.
Некоторые ученые утверждают (первое предположения об этом были сделаны еще в конце XIX века), что у истоков индоевропейского шаманизма лежала настоящая болезнь, и только позже шаманы стали вызывать у себя подлинный транс. «Можно предположить, что именно развивающаяся болезнь лежала у истоков призвания “женщины с Укока”, ограничивая ее физические возможности, но расширяя способности к внутреннему сосредоточению и медитации и вынуждая к особому аскетическому поведению», — полагает Полосьмак.
Пазырыкцам была известна конопля и ее свойства. Семена конопли, обнаруженные в «царских» погребениях, использовались для обрядовых воскурений. Применение конопли в целях достижения транса характерно и для древнеиранской культуры, указывает ученый.
«Вероятно, для больной женщины постоянное вдыхание паров конопли стало и вынужденной необходимостью, и она часто находилась в состоянии измененного сознания. Можно предположить, что в определенном состоянии ее устами могли говорить души умерших предков, духи, боги», — полагает Полосьмак.