Об этом бывший председатель Верховного Совета заявил на конференции «ЕС-Беларусь: диалог за счет прав человека?», которая прошла в Швеции.
Экс-председатель Верховного Совета Беларуси, лидер Белорусской социал-демократической Грамады Станислав Шушкевич посетил Стокгольм по приглашению шведской инициативы за демократию и права человека «Ostgruppen». Политик принял участие в конференции «ЕС-Беларусь: диалог за счет прав человека?». В состав белорусской делегации вошли также дочь похищенного в Беларуси бизнесмена и общественного деятеля Анатолия Красовского Валерия Красовская, а также политбеженец из Беларуси, общественный деятель Андрей Обозов.
Семинар «ЕС-Беларусь: диалог за счет прав человека?» посетили шведские политики, общественные деятели, представители посольств Польши, Литвы, России, эксперты, журналисты.
Были рассмотрены условия диалога Евросоюза с Беларусью и их выполнение белорусскими властями. Белорусские участники напомнили шведскому гражданскому обществу об отсутствии прогресса в выполнении режимом Лукашенко условий по демократизации страны: в тюрьмах по-прежнему находятся политзаключенные, свобода слова отсутствует, продолжаются репрессии против оппозиции; власти отказываются либерализовать избирательное законодательство, дела о похищениях и убийствах оппозиционеров в стране не расследуются.
«Главная цель мероприятия – в Швеции хотят знать больше о Беларуси, потому вопросов было огромное количество. Я постарался на них ответить. Объяснил, что изменения в нашей стране происходят только на словах Лукашенко, а по существу – все осталось, как прежде. Если и дальше будем продолжать вести пустые разговоры, существует опасность, что окажется поздно вносить изменения в Избирательный кодекс. Выборы довольно скоро.
Я также отметил, что у белорусской диктатуры сегодня глубоко эшелонированная оборона. Мало изменить что-то одно, нужно менять саму систему. Скажем, если власти разрешат войти в участковые избирательные комиссии представителям политических партий, то это никак не повлияет на прозрачность выборов. Репрессии против партий продолжаются, зарегистрировать региональную организацию партии без офиса невозможно, а снимать офисы в регионах по коммерческим ценам сегодня для партий -- непосильно дорого и этому препятствуют власти на местах. Так что, ничего это не изменит по составу комиссий.
Мы говорили также про политзаключенных, что они продолжают находиться в тюрьмах Беларуси. Просто поменяли одних на других. Иначе белорусская диктатура существовать не может», -- рассказал Станислав Шушкевич в интервью сайту charter97.org.
Кроме участия в семинаре белорусские участники посетили Министерство иностранных дел Швеции, где состоялась большая встреча со шведскими дипломатами, в том числе с главой Департамента Восточной политики МИД Швеции Яном Найдергом и его заместителем Анной Хаммарлунт-Бликст.
Станислав Шушкевич рассказал сотрудникам министерства о том, что власти Беларуси так и не провели обещанной Европе либерализации страны. Валерия Красовская и Андрей Обозов напомнили о том, что вот уже 10 дет белорусские власти игнорируют требования Парламентской ассамблеи Совета Европы и других международных структур провести открытое независимое расследование случаев насильственных исчезновений оппонентов режима, и не прекращают преследования по политическим мотивам.
«Меня спрашивали, как я отношусь к недавнему решению Евросоюза продлить мораторий на санкции в отношении белорусских чиновников. Я сказал, что у Европы должна быть новая стратегия по Беларуси. Если санкции то вводятся, то отменяются – толку не будет. Я всегда привожу в пример США. Они вначале подумали, а потом ввели точечные экономические санкции, которые оказали сильнейшее воздействие. А Европа с ее брюссельской бюрократией невдумчиво работает. Должен был специальный представитель или бюро по Беларуси, а то чиновники меняются, и все начинается сначала. Европа должна задуматься над тем, что она делает», -- сказал Шушкевич в интервью сайту charter97.org.
Во время выступления
Дочь похищенного в Беларуси общественного деятеля Валерия Красовская
Станислав Шушкевич и Валерия Красовская