Медиа-эксперты констатируют, что ситуация со СМИ в Беларуси по-прежнему зависит не от закона, а от политических действий со стороны власти.
На днях независимая журналистка из Березы Тамара Щепеткина получила повестку с приглашением явиться 25 ноября на «разговор» в районную прокуратуру. Когда Тамара Щепеткина позвонила в ведомство и поинтересовалась, на какой разговор ей настраиваться, прокурорский работник просто ответил: незаконная журналистская деятельность.
В то же время журналистка Ирина Халип заявила сайту charter97.org, что в последние несколько дней на ее электронную почту пришли письма угрожающего характера. А 24 ноября вечером по телефону ей позвонил неизвестный, который «посоветовал» Ирине Халип умерить журналистский пыл и не выходить из дому. Периодически поступает информация о том, что той либо иной газете отказали в регистрации.
Что же происходит с белорусскими СМИ, свободой слова и правом на журналистскую профессию, Euramost.org узнал у заместителя председателя Белорусской ассоциации журналистов, юриста Андрея Бастунца.
— Что, на твой взгляд, происходит: журналисты в поисках сенсаций нагнетают обстановку или что-то не то происходит с белорусской журналистикой?
— После тех показательных шагов о либерализации в сфере СМИ, которые были сделаны государством в прошлом году и в течение нескольких месяцев года нынешнего, ситуация осталась на «мертвой точке». А сейчас, скорее, начала откатываться в обратном направлении. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить о том, как препятствовали работе журналистов во время акций оппозиции в сентябре-октябре этого года. Не зарегистрировано 6 изданий. Два из них отказ в регистрации получили дважды. Вынесены 4 предупреждения 4-м изданиям. В то же время — возможно об этом и рано говорить — но, возможно, какие-то шаги вперед еще будут. Поэтому, ситуация неоднозначная. То, что она напряженная, что условия работы белорусских журналистов и белорусских СМИ не соответствуют международным стандартам, это верно на сто процентов. Но шаг за шагом возможно движение вперед.
— Какие реальные шаги вперед ты можешь предсказать хотя бы на 50 процентов вероятности?
— Я предсказываю, что в самое ближайшее время три региональных СМИ вернуться в сеть распространения. Не самых влиятельных, не с самыми большими тиражами, но – вернуться.
— У тебя есть причины считать, что этот вопрос решиться положительно?
— Да, есть информация, которая дает повод на это надеяться.
— Как ты считаешь – не теряются ли эти «шаги вперед» на фоне остальных, не очень приятных известий из жизни белорусской журналистики?
— Это та реальность, в которой мы существуем. Но самое главное – мы видим, что ситуация со СМИ зависит не от закона, а от каких-то политических действий со стороны власти.
— Если сегодняшнее и плохое и хорошее показать чиновникам Евросоюза, к каким выводам это может их подтолкнуть?
— Все те хорошие шаги, которые мы сегодня наблюдаем, это не более чем пиар-шаги, направлены на то, чтобы показать, что в Беларуси происходят изменения в лучшую сторону. Действительно, определенные изменения есть. Но, с другой стороны, все эти изменения могут быть легко нивелированы всеми теми действиями, о которых мы уже говорили раньше.
Очень неуверенная, очень непонятная и очень подвешенная ситуация сегодня в сфере СМИ. К сожалению, я должен констатировать, что принципиальных изменений как раз таки не происходит. Ситуация как была плохой, такой и остается. Влияние и вмешательство государства в деятельность СМИ остаются так же очень большими. Если же хоть какие-то шаги вперед есть, то их можно только приветствовать.