Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Украинский болельщик: Майдан в Беларуси начнут футбольные фанаты

16.10.2014 общество
Украинский болельщик: Майдан в Беларуси начнут футбольные фанаты

Власти испугались, что украинские фанаты едут делиться опытом революции.

Редакция charter97.org пообщалась с украинским футбольным фанатом из Львова Алексеем Каном, одним из создателей роликов от команды OnTour. Он был в Беларуси впервые — и был шокирован таким пристальным вниманием со стороны правоохранительных органов и пограничников. Он поделился впечатлениями о белорусах, рассказал, как должны проходить матчи в Беларуси и объяснил, откуда такая активность милиции.

— Что больше всего интересовало белорусскую милицию, за что задерживали на ваших глазах?

— Когда наши ребята приехали в Борисов, ваша милиция очень-очень зло реагировала на наклейки. Именно из-за стикеров многих даже не пустили в Беларусь. Например, на игру ехал спортивный журналист из Украины — все официально, с удостоверением — и его не пустили из-за того, что у него были стикеры батальона «Азов». Я был на матче фанов перед основной игрой в Минске — там тоже все стикеры отбирали. Было такое впечатление, что для вашей милиции стикеры казались даже важнее, чем фаеры.

Один парень из Западной Украины клеил стикеры в районе борисовского стадиона. Ваш ОМОН это увидел — и за это его очень быстро скрутили и сразу в СИЗО. На следующий день ему собирались «пришить» статью за распространение фашистской символики. Но его вместе успел освободить украинский консул.

Еще один парень, из Чернигова, рассказывал, что он просто шел по улице в Борисове, а навстречу шли милиционеры. Посмотрели, что у него шарфик «Смерть врагам» — и за это его сразу забрали в «бобик» и он ни попал ни на игру, никуда, естественно, без объяснений. Он даже ничего не делал.

— Как вы думаете, какой приказ был дан нашей милиции?

— Было такое впечатление, что милиция выполняет какое-то задание, «план» по количеству задержанных, потому что брали ни за что. Еще перед матчем людей набирали в «бобики» в спешке, всех подряд украинцев, без разбору.

Мы шли в Борисове по городу вместе с нашими друзьями-белорусами, а к нам подлетают менты и начинают: «Кто такие? Откуда приехали? Цель визита? Предъявите документы». То же самое было в Минске недалеко от станции электричек на Пролетарской. Мы просто шли в толпе! Мне это было дико наблюдать. Ребята из Минска с ними поговорили, сказали, что мы живем в Борисове — и они отстали. Но внимания со стороны милиции очень уж было много. Особенно странно это потому, что мы приехали на матч не к врагам, а к друзьям. В Украине милиция знает, кто кому друзья, а кто кому враги в среде фанатов. Например, когда съезжаются дружественные команды, то может приехать в город очень много фанатов, например, из Киева во Львов может приехать тысяча фанатов. И милиции не будет ни одного человека, потому что все знают, что Львов и Киев — друзья. А тут, получается, все знали, что Украина и Беларусь — друзья, но менты всех так жали, что просто кошмар. Для наших все происходящее в Беларуси было очень странно.

— Почему милиция и ОМОН так бурно среагировали на приезд украинцев в Беларусь?

— Я так понимаю, что ваши власти решили, что мы сейчас приедем, поговорим с вашими ребятами — и ваши сделают второй Майдан. В Украине же считают, что фанаты были основой Майдана. И ваши власти точно про это знают, поэтому они испугались, что сейчас украинцы приедут — и начнется заварушка. Самых активных украинских фанатов, известных в наших кругах, не пустили уже на границе. Они знали все имена. Перед игрой тоже был очень хороший обыск.

— Как ведет себя милиция во время футбольных матчей в Украине?

— Наша милиция тоже совсем еще недавно врывалась на сектора и всех там избивала, буквально пару лет назад. А сейчас ты заходишь на стадион с чем хочешь, с любым флагом, с любой символикой. Ну, конечно, лучше не приносить коммунистические символы, потому что тебя свои же там могут «прессануть»… У нас даже уже за фаеры так больше не трясутся — ну, заплатит клуб штраф, ничего страшного. Но такого, чтобы кто-то зажег фаер и началась «движуха» с ментами — этого уже давно нет. А у вас каждый баннер досматривают, заставляют выворачивать карманы — это вообще ужас! Пока я стоял — у меня на глазах не пустили очень многих на стадион. Даже во время фанатского матча в Минске заставляли выбрасывать красно-черные флаги УПА — я был в шоке, как так можно? Это даже как-то неуважительно и некрасиво.

— До того, как ваших «спас» украинский консул, им уже успели присудить штрафы и сутки.

— Да, говорят, что высшие чины между собой все потом порешали, но присужденные ребятам штрафы и сутки — это просто немыслимо, потому что ни за что.

— Представляют ли фанаты опасность для белорусского режима?

— Конечно. По сравнению с Украиной, у вас, конечно, мало людей в стране. Поэтому на ваши 9.5 миллинов населения Беларуси у вас хорошо если наберется 10 тысяч активных фанатов, которые реально могут что-то делать. У нас 45 миллионов — и поэтому у нас только в одном Львове можно набрать 10 тысяч таких, которые будут готовы абсолютно на все ради общего дела. Молодежь всегда стоит горой за правду и справедливость, против бандитов во власти, потому что все хотят, чтобы в стране было лучше. Во всем мире «движуха» начиналась с фанатов — и в Британии, и в Италии, и в Египте.

— Почему фанаты являются такой опасной силой для властей в любой стране?

— Потому что это действительно активная молодежь. Например, во Львове все фанаты вместе ходят на матчи, все вместе кричат. Конечно, каждый болеет за свою команду, но когда в стране что-то назревает — все фанаты собираются вместе и объединяются уже под этой идеей борьбы. Среди этих людей есть и такие люди, которые два раза в жизни сходили на матч — и они активизируются тогда, когда в стране происходит что-то вроде Майдана.

— Белорусские власти это понимают и боятся украинского сценария?

— Да, я думаю, только в этом причина последних событий. Я мало знаю про ситуацию в вашей стране, я был первый раз. Но я знаю от друзей, что ваши власти очень активно работают против фанатов, фактически идет «истребление» фанатов как явления.

— Какие у вас остались впечатления о Беларуси как о стране?

— Запомнилось то, сколько страха чувствовалось в глазах прохожих и у людей в транспорте. В Украине, например, когда едешь в метро и смотришь пристально кому-то в глаза, на тебя тоже начинают в ответ пристально смотреть, потому что каждый себя чувствует уверенно. А у вас совсем иначе: кому я ни смотрел в глаза, все, абсолютно все глаза отводят.

Мы шли с другом по Минску, смеялись, как раз когда только приехали, зашли в метро. Я другу говорю: «Давай крикнем «Путин — х…ло!». Ну, друг крикнул. У нас бы все люди стали реагировать: кто-то бы начал смеяться, начали бы искать глазами того, кто это крикнул, какая-нибудь бабуля отругала бы за уровень культуры, мол, как так можно. А я смотрю по сторонам — и поражаюсь: у вас это был какой-то «момент тишины», потому что все люди опустили головы вниз и даже не поднимали глаз. Это меня просто поразило. Я слышал, что у вас диктатура, но я не думал, что это так видно по людям. У нас тоже так было раньше, но людям всегда было все равно: «Беркут», ну, пусть идут сюда, посмотрим, кто сильнее. Я так понимаю, что у вас очень жесткие методы у внутренних органов, раз люди так боятся.

— Приедете к нам еще, если будет повод?

— Я бы мог с удовольствием и без повода приехать, но, конечно, приятнее, когда тебя так «встречают». У вас с границы понятно, что ваша власть с любыми активными людьми «на ножах».

— Как изменилось поведение украинской милиции и «Беркута» за последний год?

— В Украине если люди видят милицию на каком-то мероприятии, они с ними общаются: задают им вопросы, получают ответы. Милиция не чувствует безнаказанности и вседозволенности. А у вас ментов о чем-то спрашиваешь — а они себя ведут прямо как Рэмбо, как будто они шерифы в округе. После Майдана наш «Беркут» лишний раз боится возникать. Они наоборот хотят, чтобы все люди были едины. На этом фоне особенно видно, что ваши творят беспредел.

— Что бы вы хотели сказать белорусским футбольным фанатам?

— Конечно, я бы мог сказать «Давайте, ребята, делайте Майдан в Беларуси», но ведь вашим виднее, когда для этого придет момент. Я хочу пожелать белорусским фанатам массовости на трибунах и на фанатских секторах во время игр, солидарности, поддержки своей сборной. Чтобы на игру со Словакией, которая обыграла Испанию и Украину, ходило не две и не три тысячи, а чтобы приходило тринадцать тысяч — и чтобы еще билетов не хватало, как обычно это происходит во Львове. У нас даже на игру с Сан-Марино, которая предпоследняя в рейтинге УЕФА, невозможно купить билет на 37-тысячный стадион. Сейчас во Львов приезжала Македония — стадион был забит под завязку. Это очень круто — и я желаю, чтобы в Беларуси тоже так было. Тогда страна начнет объединяться.


Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]