Ее привезли из Варшавы в начале прошлого века.
Протодиакон Свято-Покровского храма в Барановичах Андрей Горбунов открывает боковые двери алтаря. Входить туда нельзя, но заглянуть одним глазком можно. Прямо перед нами на стене алтаря - огромное, метра два высотой и столько же шириной, изображение Богородицы с младенцем. Во время службы ее в полной красе видят через открытые царские врата все присутствующие в церкви, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Дева Мария смотрит карими глазами как живая. Пальцы, ногти, волоски, складки на одежде - все это настолько реалистично выписано, что кажется холстом.
- Я вам больше скажу, это даже не десятая часть всей мозаики, которую создали по эскизам Виктора Васнецова, - снова указывает на изображение Девы Марии отец Андрей. - В Александро-Невском соборе Варшавы, откуда ее привезли, было еще два мозаичных панно Васнецова. Высота этой, центральной мозаики, была около 30 метров. Дева Мария изображалась во весь рост, сверху были ангелы и небо, а внизу - сонм святых. Эскиз, к слову, до сих пор хранится в Третьяковской галерее.
- Обычно с именем Васнецова все связывают картины «Три богатыря» и «Аленушка». Но не все в курсе, что он писал и на религиозные темы, - объясняет протоиерей Андрей. - Васнецов был верующим человеком, сыном священника. Он увлекался религиозной живописью. Полностью расписал Владимирский собор в Киеве, церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. По его эскизам сделаны мозаики в храме Спаса-На-Крови, что в Санкт-Петербурге. Кроме того, он написал и множество икон.
Как художник, Васнецов ставил перед собой задачу написать не только идеальный образ Христа, но и идеальный образ Божией Матери, наиболее приближенный к реальному. Его даже называли «создателем русских Мадонн». Написанный им образ Богородицы во Владимирском соборе Киева считается вершиной его творческих поисков, изучений старинный икон и фресок. Сохранившийся в Барановичах фрагмент - это подобие киевского образа.
- У нас в Барановичах есть не только мозаика Васнецова. Вот та мозаика «Богоматерь с ангельскими чинами» создана по эскизу Николая Бруни, - показывает под купол храма отец Андрей. - А напротив нее - мозаика авторства Кошелева. А вот изображения преподобного Иосифа Волоцкого и митрополита Алексия Московского сделаны по эскизам художника Виктора Думитрашко.
Мы выходим из храма. Отец Андрей ведет нас к стене с колоннами.
- Эта мозаика называется «Слава Александра Невского», или «Спас с донатором». То есть человеком, приносящим дар. Ее также сделали по эскизу Кошелева. Здесь Христос подает венец архитектору, который проектировал Александро-Невский собор в Варшаве. Христос указывает на раскрытое Евангелие с притчей о талантах. Мол, знаменитый архитектор не зарыл свои таланты в землю, а использовал их во славу Божию.
С противоположной стороны на солнце блестит ярко-голубая мозаика «Собор Архистратига Михаила».
- Посмотрите, какой тонкий переход небесно-голубого цвета, - отмечает отец Андрей. - Согласитесь, мастерство нарисовать - это одно, а вот не повезло бы им с мозайчистами - и не было бы такого шедевра. К счастью, с мозайчистами художникам повезло. Эти мозаики делали в известной мастерской Фролова, первой частной мастерской в России. Цветовую палитру заметили? Какие краски, какие оттенки! - восхищается батюшка. - Фролов и его работники изготавливали до 28 тысяч различных оттенков смальты и виртуозно набирали мозаики. Работы этой мастерской и сейчас можно увидеть по всему Питеру и Москве. В частности, даже на старых станциях московского метро.
- Вы говорили, что мозаики попали в Барановичи из Варшавы. Но как так вышло?
- Наш Свято-Покровский храм довольно молодой. Ему еще и 100 лет нет. Его возводили вместо старой сгоревшей церкви в то время, когда эти земли были в составе Польши. К слову, по проекту варшавского архитектора Николая Оболонского. Это был один из немногих православных храмов, который в то время строился. Потом их практически не возводили. И вот когда строительный комитет из Барановичей отправился в столицу к варшавскому митрополиту, тот решил передать часть спасенных фресок из взорванного Александро-Невского собора. Получается, мы его преемниками стали. В 60-х годах прошлого века благодаря фрескам Васнецова наш храм государство взяло под охрану как историко-культурную ценность. Благодаря мозаикам наш храм знают далеко за пределами Беларуси. Можно сказать, что это жемчужина города. Туристы к нам приезжают очень часто. Правда, жаль, что сами белорусы, да и наши прихожане порой не подозревают, что за произведения искусства мирового масштаба сохранились у нас.