Кнут без пряника в отношении безработных Беларуси не сработает.
Сегодня Лукашенко высказал мнение о безотлагательной необходимости заставить работать «тунеядцев» и иждивенцев в Беларуси, которых в данный момент насчитывается порядка 400 тысяч человек. О том, чем обернется силовая методика властей и о том, как нужно решать проблему, если подходить к ней с умом, charter97.org узнавала у экс-министра труда Беларуси Александра Соснова.
— Мне трудно сказать, как именно Лукашенко будет заставлять людей работать. Судя по опыту его предшественников, которые пытались людей заставлять трудиться на благо государства, кроме как концлагерями эта проблема не решится.
— О проблеме иждивенцев разговоры ведутся уже как минимум два года, но ни дифференцированного налогообложения, ни налога на «тунеядство» так до сих пор введено не было. Почему?
— Дело в том, что не все так просто, как может показаться первоначально, когда выдвигается идея. А потом оказывается, что в ней столько подводных камней, которые или ее извратят окончательно, или не дадут ожидаемого эффекта, а только потребуют еще больших затрат. Поэтому все эти «идеи» — грубо говоря, от скудоумия тех, кто командует.
— Чем вызвана потребность срочно заставить безработных работать именно сейчас?
— Потребность эта вызвана одним: ужасным состоянием экономики. А тем более, что главный «спонсор» тоже начинает испытывать большие трудности со средствами, и в результате надо искать любые возможности, где бы пополнить скудеющий бюджет.
— А почему люди в Беларуси не хотят работать?
— А вы думаете, это только в Беларуси? Это повсеместно. Это же голубая мечта каждого нормального человека: как жить и не работать. А почему люди не работают — да потому значительная часть этих людей имеют другие источники доходов. Кроме как в концлагерях такие люди работать не будут, потому что незачем. У человека, например, три квартиры, он их сдает, ему хватает на жизнь. Он каким-то образом заработал раньше. Или получил наследство. Или имеет родственников за рубежом, которые что-то ему «подкидывают». И так далее. В общем, различных вариантов масса.
— Многие люди не только хотят работать, но и не хотят числиться на бирже труда. Почему?
— Быть безработным и стоять на бирже труда — это совсем разные вещи. Стоять на бирже труда в Беларуси нет никаких экономических стимулов, потому что все извращено настолько, что даже советская биржа — и та была интересней.
— К чему приведут меры «кнута» в Беларуси по отношении к иждивенцам?
— Это все несерьезно. Людей надо не заставлять работать, а людей надо привлекать и стимулировать. Так это работает во всем мире. Пусть поучатся не в России, а там, где живут хорошо — например, в Швейцарии, где 50-60 тысяч долларов ВВП на человека.