Россия предлагает расследовать экспорт битума из Беларуси.
Минск в последнее время очень резко нарастила экспорт битумных смесей, что не может не вызывать вопросы относительно природы происхождения экспорта данной продукции. Согласно данным белорусской статистики, в первом полугодии 2014 года Беларусь поставила на экспорт 465,4 тыс. тонн битумных смесей - в 182 раза больше, чем за аналогичный период 2013 года (тогда экспорт составлял всего лишь 2,6 тыс. тонн), пишет издание «Белорусы и рынок».
Любопытно также, что в Беларуси объем экспорта битумных смесей в первом полугодии этого года в 7,3 раза превысил объем экспорта в России, где он составил всего 64,3 тыс. тонн, хотя там возможностей значительно больше.
Между тем, если судить по данным Белстата, собственное производство битумов нефтяных и сланцевых в Беларуси составит в этом году около 550 тыс. тонн (в 2013 году этот показатель был чуть ниже - 548 тыс. тонн).
Получается, в этом году объем экспорта битумных смесей в стране почти в 2 раза превышает объем его производства. Понятно, что этот факт - прозрачное свидетельство иной природы происхождения экспортируемого продукта.
Анализ изменений товарной структуры экспорта Беларуси товаров группы 27 ТН ВЭД ТС «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные» не исключает возможности недостоверного заявления классификационного кода при помещении битума под таможенную процедуру экспорта.
Битумные смеси, как предполагают эксперты, могут выступать в качестве товара прикрытия для такой категории товаров, как нефть и нефтепродукты, классифицируемые в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ТС.
Косвенным подтверждением этого является следующее обстоятельство.
В первом полугодии 2014 года Беларусь поставила на экспорт 6,483 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД Таможенного союза, на 4,985 млн. USD, - на 463,5 тыс. тонн меньше, чем в первом полугодии 2013 года. Любопытно отметить, что экспорт битумных смесей из Беларуси в первом полугодии этого года увеличился как раз на сопоставимую величину - 462,9 тыс. тонн.
Причина возросшего экспорта битумных смесей из Беларуси та же, что и в случае с недавним «растворительным» бизнесом. Дело в том, что битумные смеси при экспорте их из Беларуси, в отличие от России, не облагаются вывозной таможенной пошлиной.
Отметим, что в России ставка вывозной таможенной пошлины на битумы (группа 2713 20 ТН ВЭД ТС) установлена постановлением Правительства РФ № 276 от 29.03.2013 г., согласно которому она составляет 66% от ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть.
Между тем битумные смеси (группа 2715 ТН ВЭД ТС) в это постановление не вошли, как и в постановление Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754, утверждающее ставки вывозных пошлин на иные товары, кроме нефти и нефтепродуктов.
Дело в том, что в вопросе налогообложения битумных смесей Россия руководствуется обязательствами ВТО, согласно которым вывозная пошлина на эту продукцию в 2014 году установлена в размере 2,5% от таможенной стоимости, в 2015 году - в размере 1,25%. В свою очередь в Беларуси вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты регламентированы Указом президента от 31.12. 2010 г. № 716. Этот документ обязывает правительство Беларуси вводить ставки вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов в размере, равном ставкам в России. В нем также содержится номенклатура нефтепродуктов. При этом битум нефтяной (группа 2713 ТН ВЭД ТС) в данный перечень включен, а вот битумные смеси (группа 2715 ТН ВЭД ТС) - нет.
Напомним также, что правительство Беларуси вслед за РФ каждый месяц принимает постановление относительно введения пошлин на нефть и нефтепродукты, которое уточняет постановление от 31.12.2010 г. № 1932. Что любопытно: действующая номенклатура товаров, облагаемых экспортной пошлиной, и кодов полностью идентична постановлению Правительства РФ от 29.03.2013 г. № 276. Однако ставка вывозной пошлины на битумные смеси этим постановлением не установлена.
Понятно, что предприимчивые люди, имеющие доступ к нефтяному сырью, не могли не воспользоваться этой возможностью, которая позволила им очень неплохо заработать на разнице в налогообложении битумных смесей в России и Беларуси. При этом Беларусь сэкономила на перечислениях вывозных пошлин в российский бюджет.
По оценкам, за 7 месяцев этого года российский бюджет недосчитался от «битумного» бизнеса в Беларуси как минимум 10 млн. USD (если исходить из ставки вывозной таможенной пошлины в размере 3,75% от таможенной стоимости), как максимум - 145 млн. USD (если исходить из необходимости взимания вывозной пошлины на битумные смеси на уровне вывозной пошлины на мазут - около 255 USD/тонна).
По имеющимся данным, российская сторона ситуацию знает, но пока не придает ее публичной огласке. Стороны намерены создать межведомственную рабочую группу и поручить ей провести системный анализ экспорта битумных смесей из Беларуси. После чего, судя по всему, Москва потребует от Беларуси закрыть законодательную брешь, благодаря которой и стал возможен битумный бизнес в Беларуси.
Впрочем, будут ли стороны заниматься этим вопросом, теперь не совсем понятно, ибо в следующем году Россия разрешила оставлять в белорусском бюджете весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты, а следовательно, битумный вопрос может утратить свою остроту.
Отметим, что ситуация с «битумным» бизнесом в Беларуси зеркально повторяет ситуацию с «растворительными» схемами, хотя их масштабы, конечно, не сравнимы.
Напомним, благодаря расцвету «растворительного» бизнеса Беларусь в 2012 году экспортировала рекордный объем нефтепродуктов - 17,493 млн. тонн и имела рекордную валютную выручку от их продажи - 14,505 млрд. USD.
Интерес к «растворительному» бизнесу в Беларуси был вызван единственной причиной: при экспорте растворителей, разбавителей и других сублимированных нефтепродуктов не нужно было платить экспортную пошлину в российский бюджет, как делается это при экспорте бензина, мазута и т. д.
В начале 2013 года Лукашенко согласился с тем, что Беларусь получила большие доходы от продажи «растворителей» и «разбавителей». «Немало было этого продукта и немалые средства. Но это было абсолютно прозрачно», - отметил он. И рассказал, как работала эта бизнес-схема. «Мы покупали (нефтепродукты в России) выше рынка, и не мы, а три российские фирмы и одно наше - белорусско-казахстанское предприятие... Покупали высокосернистую солярку, перерабатывали ее на наших предприятиях, покупали в Германии 10 наименований (добавок) для биодизельного топлива. Смешивали и продавали, не нарушая ничего, никаких законов», - заявил А. Лукашенко.
Этот бизнес, расцветший в Беларуси благодаря законодательным «щелям» в Едином экономическом пространстве, вызвал серьезную обиду со стороны России. В качестве компенсации фактически от беспошлинного реэкспорта нефтепродуктов с территории Беларуси Москва даже публично предъявила белорусскому партнеру финансовые претензии в размере 1,5 млрд. USD. Правда, официально о таких претензиях заявлено не было.
Но, как отметил в начале 2013 года Лукашенко, «этот вопрос с повестки снят». «Никто из россиян не собирался вводить против нас санкции. Свидетельством тому является, что мы этот вопрос спокойно решили, даже не обсуждая его», - заявил Лукашенко.
Тем не менее под непубличным давлением России Беларусь вынуждена была свернуть этот бизнес вслед за тем, как в законодательство ЕЭП были внесены соответствующие изменения. Вслед за этим показатели белорусской «нефтянки» стремительно поползли вниз. В 2013 году Беларусь поставила на экспорт на 4 млн. тонн топлива меньше по сравнению с 2012 годом - 13,563 млн. тонн; соответственно, упала и валютная выручка - до 10,176 млрд. USD.
Отметим, что на «растворительных» схемах в свое время хорошо заработали частные трейдеры - белорусские НПЗ к этому бизнесу не имели отношения. С «битумным» бизнесом ситуация аналогичная, говорят участники нефтяного рынка.