Съемочная группа фильма об известном гомельчанине собирает деньги с начала года.
Режиссер Анастасия Мирошниченко надеется, что благодаря резонансу и престижным наградам, которые фильм «Перекресток» получил за границей, удастся собрать деньги на дом Валерию Лешкевичу, который уже 20 лет живет и рисует на улице, передает «Радыё Свабода».
Ленту оценили в Варшаве как зрители, так и международное жюри. История про бездомного художника из Гомеля получила награду общественности как лучший документальный фильм Варшавского кинофестиваля, а жюри присудило фильму специальную награду «За францисканскую философию и умение режиссера создать мощный эффект скромными средствами».
Своими впечатлениями после показа поделилась режиссер Анастасия Мирошниченко.
- Анастасия, на фестивале документального кино «Россия» ваш фильм получил сразу три награды: «Лучший фильм про человека-созидателя», «Лучший дебют» и «Приз зрительских симпатий». Как фильм «Перекресток» приняли в Варшаве?
- Мне вообще наиболее интересна была реакция публики. Я сделаю маленькое отступление. Когда мы показывали этот фильм в Гомеле, где делали выставку Ляшкевича, зрители сидели с каменными лицами, никакой реакции не было вообще. Это было очень странно. Когда же мы показывали в Екатеринбурге, был полный зал. И где за 10 минут до конца фильма начался гул. Я не могла понять, что происходит. После кто-то крикнул: «Люди, где вы?», «Лукашенко, ты где?», «Давайте поедем, заберем дедушку». И это такая публика очень культурная. Когда включили свет, я увидела, что все с мокрыми глазами сидят. Многие подходили с предложениями помочь, одна бабушка подошла со горстью русских монет, говорит, что это все, что у нее есть с собой. Мне была интересна реакция в Варшаве. И также, как в России, нас приняли очень тепло. Присутствовал заместитель посла в Польше Эдуард Швайко со своей женой. Были отзывы благодарности, вопросы, как можно помочь, как купить картины художника. У меня на электронной почте уже несколько десятков писем на разных языках - английском, польском, русском - с предложениями помочь материально.
- Расскажите, пожалуйста, сколько уже удалось собрать денег для Валерия Ляшкевича?
- Если округлить, то семь с половиной тысяч долларов. Валерий хотел бы приобрести дом недалеко от Гомеля, так как он очень привязан к этому городу, но цены там высокие. Не так легко найти соответствующий дом, тем более сейчас, когда заинтересованность дешевым жильем выросла из-за большого количества беженцев из Украины. Мы продолжаем собирать деньги, ведь это уже не просто фильм, это социальный проект, чтобы помочь художнику. Надеюсь, на вот этой новой волне интереса, особенно международной, нам удастся собрать еще несколько тысяч долларов, чтобы исполнить Валерия и нашу мечту о доме.
- На Варшавском кинофестивале собраны фильмы со всего мира. В документальной секции это киноленты из Германии, Франции, США, Польши, Канады, Румыни... Трудно ли было попасть на такое крупное мероприятие?
- В общем, Варшавский кинофестиваль входит в число 14 крупнейших кинофестивалей мира.
Мы послали, и нужно было то полгода ждать. Честно говоря, я уже не верила, что наш фильм возьмут, так как это фестиваль категории «А», такого высокого уровня. Я думала, что мы никогда не попадем с нашим фильмом, который мы делали сами, монтировали дома, сидя за ноутбуком. Когда я получила ответ, я сначала не поверила и раз пять перечитывала - может, случайно прислали приглашение.
- Вы получили аж две награды на таком престижном фестивале. Рассчитывали ли вы на такое признание?
- Мы вообще ни на что не рассчитывали, так как уже были счастливы, что удалось попасть на такое крупное событие. Когда мы видели, какие там фильмы, какой у них большой бюджет, как все серьезно сделано, то во время церемонии награждения даже сели далеко в зале, так как никто выходить и то получать не собирался. Вдруг слышим, что наш фильм награждают. Это не главная награда как «Лучший документальный фильм», так как его получила другая лента (фильм румынского режиссера «Тото и его сестры»). Но это специальная награда жюри, то есть для таких фильмов, о которых они не могут промолчать. С этим мы уехали, а сегодня утром мне позвонили и говорят, что наш фильм получил еще и приз зрительских симпатий.
- Как возникло желание снять фильм о бездомном художнике?
- Про Валерия я узнала случайно. Я училась заочно на режиссуре в Академии искусств, там один из студентов сделал зарисовку про Гомель. И туда попала история о Валерие. Поэтому возникла такая заинтересованность как к интересному герою с необычным взглядом на жизнь. Поэтому и поехала знакомиться.
- Были ли какие сложности во время съемок?
- Сложности возникли уже с самого начала. Ведь Валерий категорически отказался сниматься в фильме, он же совсем не публичный человек. Мы расстроились, но нас спасла ситуация, что у меня с собой был буклет с репродукциями его картин, напечатаны на хорошей бумаге, с рассказом о нашей команде. Я сделала этот буклет, чтобы найти финансирование, обращалась в частные и государственные учреждения, но нигде не нашла поддержки, поэтому решила, что мы сделаем фильм сами. Но когда Валерий отказался, то я решила просто подарить ему этот буклет. И он ему настолько понравился, что Валерий попросил дать ему время почитать, ознакомиться. И сказал: «Давайте попробуем». А вообще, самое сложное было - оставлять Валерия где на ночь. Потому что днем он рисует, а где он после ночует, на этом вокзале ... Это трудно.
- Сколько времени вы снимали фильм?
- Этот фильм мы снимали около года. Он разделен на несколько частей - зима, весна, лето и снова зима. Съемочных дней, конечно, было меньше - около 10. Мы приезжали в Гомель и летом ездили в Санкт-Петербург, потому что там Валерий летом работает и продает свои картины. Мы приезжали к нему просто так. И вот в одну из наших поездок Валерий сказал нам, что его большая мечта - собственная выставка в Национальном художественном музее. Честно говоря, я не знала, возможно ли это, я даже не знала, какую ценность имеют его картины. Я связалась с заместителем директора, и в музее согласились организовать выставку, и в итоге нам назначили срок. После музей даже согласился принять в фонд несколько картин Валерия Ляшкевича.
- С каким бюджетом вы сняли фильм?
- Бюджет... был никакой. То есть я даже не знаю, как посчитать. Абсолютно все работали без гонораров, даже музыку для фильма нам написали бесплатно. Мы тратили деньги на бензин до Гомеля. А если и этих денег не было, то ездили поездом. Знаете, вот когда мы снимали, понятно, что больше людей к Валерию подходило, эти люди просто давали ему деньги. То он после этими деньгами хотел с нами делиться!
- Считаете ли вы, сколько за это время лиц заангажировалось в помощь?
- Это трудно посчитать. Знаете, во время выставки в Национальном художественном музее около сотни лиц приобрели его репродукции и картины. Вообще же приобрели картины и очень известные и влиятельные лица, я не могу назвать их фамилий. Разные люди помогали и различным образом. Некоторые ничего не приобретали, но просто дали 5 или 10 долларов. Мы благодарны любой помощи.