Анна Лотыш выехала из сектора Газа, где идут боевые действия, в Египет, и вскоре связь с нею пропала.
По словам дочери Анны Виолетты Абу-Нассар, её мать в своё время попала в сектор Газа нелегально: по подземным контрабандистским туннелям, пишут «Аргументы и факты».
Недавно в новостях появилась такая информация: «При пересечении границы Палестины и Египта пропала жительница деревни Прошково Глубокского района Витебской области, 68-летняя Анна Лотыш. Позже женщина нашлась в полицейском участке и уже в ближайшее время сможет улететь в Беларусь. Анна Лотыш вместе с группой россиян и украинцев выехала из сектора Газа, где идут боевые действия, в Египет, и вскоре связь с нею пропала»
Журналисты выяснили, как белоруску занесло в такие дали, да еще контрабандистскими путями. Оказалось, женщина решила сменить место жительства, потому что в Палестине - дочь и внуки, которых она любит и которые её очень ждут. Она хотела учить внуков белорусскому языку.
Интернациональная семья
Анна Лотыш - уроженка Глубоччины, родилась и жила на хуторе недалеко от деревни Прошково. После окончания семилетки поехала к родственникам в Украину. Там получила аттестат о среднем образовании, немного поработала, а потом пригласила «за компанию» подружку, и они вдвоём поехали в Казахстан. В то время многие уезжали туда: кто на заработки, кто - в поисках счастья. Так получилось, что казахская земля стала для Анны второй родиной: в Алма-Ате девушка встретила Наиля, вышла за него замуж, родила Виолетту и Романа. Затем Анна уехала на родину, а дочь Виолетта осталась в Казахстане, где вышла замуж за палестинца Акрама. Окончив ординатуру в Кыргызстане, Акрам принял предложение работать на родине. Через два года Виолетта Хисамутдинова поехала к мужу. Она понятия не имела, что едет в тот самый сектор Газа, с сообщений о котором часто начинались телевизионные новости и из которого велись репортажи с места боевых действий.
Территория смерти
Акрам и Виолетта обосновались в посёлке Аль Магази, в котором уже пять десятков лет жили беженцы-палестинцы. Первые впечатления были ужасными, вспоминает Виолетта Наильевна. Дома низкие, крытые шифером, с узкими, без стёкол, окошками под самым потолком. Комнаты в домах похожи на тюремные камеры, только без охраны и колючей проволоки. Многие дома полуразрушены. На улице - ямы, воронки от взорвавшихся снарядов, грязь… Декабрь, а дети, как беспризорные, с покрасневшими от холода ногами, босые бегают по улицам… Жители посёлка получали гуманитарную помощь и полсотни лет, имея статус беженцев, мечтали вернуться на родину. Но самое страшное, что люди привыкли к войне и к смерти. Когда начиналась очередная бомбёжка, у них оставалась только одна надежда - на Аллаха.
Но со временем ситуация наладилась. У мужа появилась частная практика, семья построила дом, дети стали ходить в платную школу. Поэтому Анна Николаевна и решилась отправиться к родным.
Под дулом автомата
Купив турпутёвку в Шарм-эль-Шейх, Анна Николаевна приехала в Египет, поселилась в отеле, а вскоре за ней приехал зять. При проверке на границе у Анны Николаевны не оказалось какого-то документа, и за ним нужно было ехать в Каир. Измученная дорогой, жарой и головными болями женщина готова была на всё, лишь бы скорее попасть к дочери. Одним из самых быстрых путей оказался нелегальный переход в Палестину по контрабандистскому туннелю, который начинался… прямо в доме египтянина и, видимо, был для того довольно прибыльным бизнесом…
2014 год. Как бы хорошо ни было в гостях, но через год у бабушки Ани проявилась почти болезненная тоска по дому. А тут ещё политическая ситуация обострилась. Виолетта сделала всё возможное, чтобы отправить мать в Беларусь в числе эвакуированных россиян и украинцев. Но на египетской границе Анну Николаевну задержали. Сотрудники погранслужбы не понимали: как мог выезжать из Палестины человек, который официально туда никогда не въезжал? Анна Николаевна языка не знала, объяснить толком ничего не могла. Отсюда появились подозрения в её связи с представителями движения «Хамас». Доставка в Каир, тюрьма, допросы... Дочь Виолетта сделала всё возможное, чтобы о беде Анны Николаевны узнали в посольстве Беларуси в Египте. Приезд консула стал спасением для бабушки Ани…
Помог земляк
- О том кошмаре стараюсь не вспоминать, - рассказала Анна Николаевна. - Я теперь дома, у меня обычные деревенские хлопоты. Беспокоюсь только о детях и желаю одного: чтобы скорее у них наступил мир, была постоянная телефонная связь и я могла слышать моих внучат.
Есть в этой истории, кроме счастливого возвращения на родину, и ещё одна интересная деталь. Настоящим ангелом-спасителем для Анны Николаевны стал консул посольства Беларуси в Египте Дмитрий Ильюхин, который, узнав о такой ситуации, первым оказал женщине помощь. Как оказалось, Дмитрий - уроженец Новополоцка, откуда до Прошково - рукой подать. В Новополоцке живут родители Дмитрия Владимир Фёдорович и Людмила Николаевна. Вернувшись домой, Анна Николаевна позвонила им и поблагодарила за сына.