Оптовые отпускные цены на белорусскую «молочку» для калининградских переработчиков выросли на 20-30%.
После введения в августе продовольственных санкций калининградские торговые сети и переработчики одними из первых в России обратились к белорусским предприятиям в поиске альтернативных поставщиков. Такому развитию событий способствовало и географическое соседство двух территорий, разделённых всего несколькими часами дороги по Литве, и давние деловые связи. Прежде всего, в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности, пишет «Регнум».
Из Беларуси в Калининградскую область давно импортируются колбасы, сливочное масло, мука, картофель, пищевые субпродукты домашней птицы. На прилавках калининградских супермаркетов всегда можно найти белорусскую «молочку», сыры, овощные консервы, яйца. При этом, по цене заметно ниже литовских аналогов, сделанное в Беларуси нисколько не уступает им по качеству.
Внешнеторговый оборот между самым западным регионом России и Белоруссией за последние годы существенно вырос. За первые шесть месяцев текущего года он превысил 150 млн долларов (для сравнения — за весь 2010 год этот показатель составил 115 млн долларов). Белорусский импорт лидирует: за последние полгода в Калининградскую область поставлено товаров на 75 млн руб.
По итогам августовских переговоров вектор на расширение сотрудничества обозначили калининградский губернатор Николай Цуканов и министр сельского хозяйства Белоруссии Леонид Заяц. В условиях запрета импорта продовольствия из ЕС Белоруссия подтвердила готовность обеспечить российский эксклав яблоками, а также закрыть другие «выпадающие позиции».
Однако официальные договорённости серьёзно омрачила ценовая политика белорусских поставщиков. Уже в первые недели после введения санкций, как уточнили в Министерстве экономики Калининградской области, отпускные цены на продукты из «братской» республики поползли вверх. Например, ассортимент под брендом «Савушкин продукт» подорожал в среднем на 20%. Ощутимо — от 15% до 35% — выросла цена на белорусские сыры, доля которых в калининградской торговле в условиях прекращения поставок из Польши, заметно увеличилась.
Меркантильность белорусских партнеров подтверждает печальная история с калининградским предприятием «ЭкоМолПродукт», являющимся резидентом Особой экономической зоны. Этот завод вложил более 300 млн рублей в строительство высокотехнологичного производства сливочного масла, сыров и творога в экономически депрессивном Славском районе Калининградской области.
Сырье — пастеризованные сливки жирностью 46% — компания планировала покупать у ближайших соседей в Польше и Литве.
«В сутки завод может произвести 15 тонн масла. Для этого необходимо сепарировать примерно 400 тонн молока. В Калининградской области на сегодняшний день собирается всеми предприятиями по производству молока и молочной продукции всего 330 тонн, — рассказал представитель «ЭкоМолПродукта» Виталий Рябов. — Поэтому мы строились в расчёте на то, что рядом есть такие гиганты как «Млекпол», «Млековита», «Роттер», «Вилкишкюпиенас», «Пиено Жвейгждес», «Бяржай» и еще целый ряд польских и литовских заводов. На этих производствах после отделения белка от жира остаются сливки, которые они реализуют предприятиям. На эту логистику мы и ориентировались. Только начали запускаться. Заключили контракт с «Росрезервом» на тысячу тонн, с «Дикси» на три тысячи тонн, с «Невскими сырами», вышли в сети «Магнит», «Метро» и другие».
С введением контрсанкций и перекрытием поставок из соседних Польши и Литвы предприятие обратилось к белорусским производителям.
«Нас приняли на нескольких белорусских предприятиях, обещали помощь и поддержку, например, «Беллакт». Но выяснилось, что окончательное слово — за учрежденной гродненским исполкомом управляющей компанией «Гродномясомолпродукт», — продолжил предприниматель. — Вот оттуда мы получили официальный отказ. Суть ответа примерно такова: в связи с дефицитом молочных продуктов в России Белоруссия начинает завозить в большом объёме молочные продукты и сырьё из подсанкционных стран, в первую очередь Польши, Литвы, Латвии. Это скоропорт и более чем за 500 км продукцию везти нельзя. Поэтому дабы не было обвинений в реэкспотрте подсанкционных товаров в Россию, в поставке сырья вам отказано».
По словам Рябова, белорусским заводам также запретили осуществлять поставки, «но там многое решается на уровне знакомых и родственников, московских и смоленских спекулянтов».
«Но при этом цены (так называемый индикатив) на белорусское сырьё уже включает цену переработки. Фактически, то, чем мы жить собирались — это их троекратная прибыль. Такое «сотрудничество», извините, не лезет ни в какие ворота. Мы проработаем себе в убыток ещё две недели — и всё. Поэтому мы сказали: «спасибо», не надо нас душить в братских объятиях белорусской помощи. Написали Лукашенко, но ответа не получили», — сообщил предприниматель.
По мнению Виталия Рябова, меньше всего Беларусь заинтересована в поддержке калининградских производителей. Главная цель — пользуясь режимом контрсанкций, усилить в соседнем российском регионе присутствие товаров своих переработчиков.
В Минэкономике Калининградской области подчеркнули, что законных экономических рычагов воздействия на механизм формирования коммерческих цен не имеют. В тоже время в региональном правительстве признают, что «рыночных» факторов в подобной динамике цен на белорусскую продукцию видится немного. По крайней мере, если говорить о справедливой рыночной цене, а не попытках не по-соседски заработать на ситуации, в которой оказался окружённый санкционными странами российский регион.